В РСПП проанализировали применение «нулевого» НДС для судоремонта
24 октября комиссия РСПП по рыбному хозяйству провела широкое обсуждение правоприменительной практики закона о нулевом НДС для судоремонта. Напомним, он был принят 24 июня 2023 года.
Закон устанавливает ставку НДС в размере 0% для судоремонтных предприятий при реализации работ по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, типа «река — море» и рыбопромысловых. Нулевая ставка может быть установлена после заключения судоремонтными предприятиями инвестиционных соглашений с Минпромторгом и Минфином. Эти соглашения должны содержать обязательства по развитию и модернизации собственных производственных мощностей. Форма и порядок их заключения утверждены приказом Минпромторга от 16 августа 2023 года № 2977.
Проблемные вопросы практической реализации закона обсуждались в сентябре в рамках круглого стола на крупнейшей гражданской судостроительной выставке в Восточной Европе и на постсоветском пространстве «НЕВА» и конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие».
С учетом острой необходимости создания в России сильной судоремонтной базы, на которую неоднократно обращала внимание профильная комиссия РСПП, ее председатель, президент ВАРПЭ Герман Зверев предложил вынести вопросы нулевого НДС на площадку объединения.
К обсуждению были привлечены представители судоремонтного сектора, ОСК, Минфина, Минпромторга, Минвостокразвития, Росрыболовства, властей прибрежных регионов.
Как отметил один из авторов закона, первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко, парламентарии знают о вопросах, возникающих у частного бизнеса к условиям предоставления мер поддержки. Он выразил готовность провести дополнительные консультации в профильных ведомствах по проблемным вопросам, озвученным участниками заседания.
С докладами выступили директор по развитию «ПортНьюс» Надежда Малышева, председатель совета директоров «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов, директор Кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области Сергей Смирнов и гендиректор калининградского судоремонтного завода «Преголь» Александр Белый.
К сдерживающим поток заявок на получение меры господдержки факторам они отнесли:
- короткие сроки принятия решения по заключению инвестсоглашений (один год), короткие сроки инвестсоглашений (семь лет недостаточно для окупаемости инвестиций);
- отсутствие критериев эффективности инвестиций, предъявляемых к предприятиям;
- ограниченные возможности участия небольших предприятий, для которых проблематично изъять 20% средств из оборота;
- отсутствие ясности в части возмещения НДС при использовании поставщиками оборудования различных налоговых режимов;
- отсутствие правовой определенности условий инвестиционного соглашения, в том числе в части штрафных санкций.
По мнению выступающих, все это не позволит в полной мере реализовать очень важную и актуальную меру поддержки судоремонта. В связи с этим на сегодняшний день, по их информации, ни одно судоремонтное предприятие не подало заявку на ее получение.
По итогам обсуждения принято решение сформировать полный перечень предложений по возможной доработке закона и подзаконных актов и рассмотреть их в ходе заочного голосования.
Источник: ВАРПЭ