Для полноценного развития аквакультуры необходимо устранить правовые коллизии в законодательстве
Для полноценного развития аквакультуры в России необходимо устранить имеющиеся правовые коллизии и противоречия в действующем законодательстве, регулирующем деятельность аквакультурных хозяйств. Согласно Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ до 2030 г., уровень производства аквакультуры в России должен достичь 700 тыс. тонн в год.
В конце прошлой недели комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям проведен круглый стол на тему совершенствования правового регулирования в сфере аквакультуры и рыбоводства. В работе круглого стола приняли участие законодатели федерального и регионального уровней, представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых общественных объединений и бизнеса. Дальневосточные регионы представляла Ассоциация марикультурных организаций Приморского края (АМКОР).
По мнению АМКОР, озвученному в ходе выступления на круглом столе, в настоящее время перед законодателями стоит два первоочередных вопроса, решение которых необходимо для динамичного и поступательного развития российской и дальневосточной аквакультуры.
Прежде всего необходимо внести изменения в Водный кодекс РФ, дополнив его главой «Аквакультура (рыбоводство)», которая будет призвана регламентировать отраслевые правоотношения в сфере использования водных объектов. Это внесет ясность в правовое положение рыбоводной инфраструктуры с учетом совместного и обособленного водопользования, возникающего при реализации бизнес-проектов в сфере туризма, отдыха и спорта с одной стороны, и рыбоводства (аквакультуры) – с другой. В настоящее время из-за несогласованности Росрыболовства и Росводресурсов при проведении аукционов и предоставлении водных участков для бизнеса, аквафермеры зачастую не могут получить подходящий для аквакультуры участок по причине его реализации Росводресурсами для нужд туризма, отдыха и спорта. Совместное же водопользование водными участками действующим законодательством пока не регламентировано. По этой причине убытки из-за упущенной выгоды несут как аквакультурщики, так и туристическо-спортивная сфера бизнеса.
Также законодателям необходимо обратить внимание на имеющиеся расхождения между ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и требованиями в сфере охраны окружающей среды.
С одной стороны положения закона об аквакультуре обязывают аква- и марифермеров соблюдать норму о минимальном объеме выращивания и изъятия объектов аквакультуры (урожайности), с другой стороны – позиция Минприроды РФ, обязывающая аквафермеров проходить государственную экологическую экспертизу, которая будет определять возможный вред окружающей среде, источником угрозы которой стали почему-то считать в последнее время марифермеров, и, соответственно, урожайность. По расчётам АМКОР, стоимость этой экспертизы будет стоить не менее 1 млн. руб. в год с одного водного участка, которых у аквакультурных хозяйств, как правило, несколько.
Также необходимо отметить, что ст. 34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» не дает четкого определения объекта экологической экспертизы, в результат чего к предприятиям аквакультуры могут предъявляться обременительные требования.
Источник: Ассоциация марикультурных организаций Приморского края (АМКОР)