Госдума проигнорировала интересы марикультуры и закрепила за ней сильный административный барьер
До Нового года одобренный Госдумой законопроект по государственной экологической экспертизе для морской аквакультуры будет подписан Президентом и обретет статус Закона.
14 декабря 2023 Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях фиксирующий введение серьезного и труднопреодолимого административного барьера в отрасли морской аквакультуры Российской Федерации. Сейчас законопроект №416487-8 подлежит отправке в Совет Федерации и до Нового года будет подписан Президентом России Владимиром Путиным и, соответственно, вступит в действие.
Отныне государственной экологической экспертизе Росприроднадзора будет подлежать практически вся морская аквакультура (марикультура) в Российской Федерации, за исключением пастбищной, но в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) эта обязанность для пастбищной сохраняется. До сих пор нет достоверной официальной информации, какой сегмент в структуре марикультуры (состоит из пастбищной и индустриальной) занимает пастбищная аквакультура, по предварительным подсчетам, её доля не более 5 – 15 %, но отсюда надо отнять еще морские огороды в ООПТ, это также большой конгломерат.
Таким образом, освобождение пастбищной марикультуры от обязанности прохождения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), которую вице-премьер Юрий Трутнев классифицировал как административный барьер, в целом мало влияет на снятие административного бремени с этой отрасли морской экономики. Здесь же надо указать, что пресноводная аквакультура, а это 70 % всей российской аквакультуры (состоит из пресноводной и морской), ГЭЭ, на удивление, не подлежит. Почему-то Росприроднадзор решил закрепостить только марикультуру, не предпринимая мер, и не озвучивая это публично, к пресноводной, что свидетельствует о безопасности и экологичности этой отрасли в глазах Росприроднадзора и Минприроды в целом.
И это неудивительно, учитывая, как возник этот административный барьер для марикультуры – в результате банального законодательного брака. В соответствующую статью закона о внутренних морских водах, регламентирующую перечень отраслей и объектов для ГЭЭ была внесена безобидная на первый взгляд фраза «….. и иные виды деятельности ….». Этот законопроект № 98928-6, который даже не получил соответствующего заключения Правительства РФ, т.е. прошел мимо, принимался для упорядочения деятельности связанной с перемещением донных грунтов и проведением дноуглубительных работ на Ямале, аквакультуру он даже не имел ввиду, но в результате этого брака вся морская аквакультура попала под административный пресс. И сегодняшним законопроектом Росприроднадзор и Минприроды хотят закрепить этот законодательный брак.
Против административного барьера ГЭЭ выступает вся марикультурная отрасль Дальнего Востока. Нет фактов у Росприроднадзора о нанесении ДВ марикультурой вреда природе, более того, Росприроднадзор в своё время даже привел ложные сведения в адрес Правительства РФ в подтверждение своей точки зрения.
В адрес профильного комитета ГД в своё время были направлены соответствующие сведения о законодательном браке, о дубляже ГЭЭ аналогичных природоохранных полномочий Росрыболовства, о ложных сведениях, направленных Росприроднадзором в Правительство, об экологической виновности марикультуры и т.д. Но ГД всё это не восприняла и пропустила.
Совокупная стоимость прохождения ГЭЭ в коммерческих и окологосударственных организациях достигает 5 млн рублей за участок. Этих участков только в Приморском крае более 300. Это не менее 1,5 млрд рублей. Не прошедшие экспертизу обязаны покинуть отрасль, т.к. участки целевые (только для аквакультуры). Вложения в бизнес не компенсируются. Экспертиза труднопроходима, т.к. требования установлены на уровне крупных загрязняющих производств. С 2013 года в Приморье ГЭЭ сумели преодолеть лишь 8 аквахозяйств из 114. В Крыму также единицы. Экспертиза сугубо номенклатурная – на аквакультурные участки никто не выезжает, всё только на бумажках.
Источник: Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК