Крым: государственно-коммерческий тормоз развития морской аквакультуры
Госэкоэкспертиза Росприроднадзора забраковала проект по выращиванию в Крыму мидий и устриц по причине его несоответствия требованиям по геологии, загрязнению воздуха и влиянию на морских млекопитающих.
Государственная экологическая экспертиза Росприроднадзора в октябре этого года вынесла решение, препятствующее крымскому предприятию НИО «Марикультура» выращивать средиземноморских мидий и тихоокеанских устриц в морской акватории Севастополя. Так как западные страны отказываются от потребления российских морепродуктов, выращенная продукция должна была поставляться российскому потребителю. Необходимо отметить, что из 11 членов государственной экспертной комиссии - 8 являются представителями коммерческих структур.
В кратком экскурсе природных условий к проекту выращивания мидий и устриц в морской воде экспертная комиссия по какой-то причине акцентировала внимание о загрязнении почв на территории Республики Крым тяжелыми металлами и пестицидами, увеличению в 4 раза количества автомобилей, пробках на дорогах, как загрязнителей атмосферного воздуха.
Далее, экспертная комиссия Росприроднадзора приводит «веские» замечания, послужившие причиной отрицательного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) по выращиванию двустворчатых моллюсков. Основными причинами отказа стало отсутствие сведений о геологических и гидрологических условиях участка, отсутствие оценки современного состояния загрязнения поверхностных вод акватории, нет сведений о состоянии популяции морских млекопитающих, отсутствие справок уполномоченных органов о рассеивании фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и т.д.
Марикультурное сообщество Дальнего Востока и Крыма неоднократно указывало на сложную процедуру и высокие требования по прохождению ГЭЭ для предприятий морской аквакультуры (марикультуры), их непреодолимость. Требования по ГЭЭ установлены на уровне крупных загрязняющих производств нефтяной, топливной и химической промышленности, в то время как марикультура является экологичным производством, а марифермы в своём подавляющем большинстве относятся к микро- и малому бизнесу. В Китае, для примера, плантации морского гребешка специально устраиваются для борьбы с загрязнением воздуха и карбонизацией планеты.
Совокупная стоимость затрат на прохождение «экологических» процедур для мариводов – в среднем 5 и более млн руб. за участок. Этих участков сотни в РФ, это миллиарды рублей. Вся процедура прохождения ГЭЭ является бумажной и бюрократической – на аквакультурные участки никто не выезжает.
Обязанность прохождения марикультурой ГЭЭ возникла фиктивно, в результате законодательного брака. Минприроды РФ и Росприроднадзор знает об этом, но исправлять его не собирается. Все действия госрегулятора сейчас направлены на закрепление этого административного барьера, который дублирует аналогичные природоохранные функции Росрыболовства, и пройти который смогли за последние несколько лет всего лишь единицы марикультурных хозяйств, как на Дальнем Востоке, так в Крыму и Краснодаре. Одновременно с этим необходимо отметить, что пресноводная аквакультура ГЭЭ не подлежит, а это, ни много ни мало, а 70 % всей российской аквакультуры, которая состоит из пресноводной и морской.
Причем Росприроднадзор даже не гнушается предоставлять в обоснование своих доводов недостоверную и ложную информацию, приписывая хозяйствам марикультуры то, что они не совершали, включив в перечень нарушителей предприятия, не являющиеся марикультурными, и отправив эту информацию в Правительство РФ.
Сейчас Минприроды инициировало и проводит через Госдуму законопроект № 416487-8, который окончательно и бесповоротно закрепит обязанность ГЭЭ за марикультурой, и тогда миллиарды рублей, которые должны быть направлены на инвестирование и развитие марикультуры в России, потекут в карманы различных коммерческих экологических проектировщиков, связанных с процедурой госэкоэкспертизы.
Источник: Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК