Меры государственной поддержки и резервы развития аквакультуры обсудили в Астраханской области
В Астраханской области 26-28 сентября состоялся семинар по вопросам правового обеспечения и реализации государственной и отраслевой программ развития аквакультуры, а также выставка «Современные технические средства и оборудование для товарного рыбоводства».
В мероприятии принял участие начальник Управления аквакультуры Росрыболовства Виктор Ашарин, подробно доложивший о существующих мерах господдержки и путях решения существующих проблем в области нормативного регулирования аквакультуры.
Так, госпрограммой «Развитие рыбохозяйственного комплекса» к 2020 году предусмотрено удвоение объема производства продукции товарной аквакультуры – до 315 тыс. тонн.
В настоящее время основная государственная поддержка развития аквакультуры осуществляется путем субсидирования хозяйств аквакультуры.
В целях развития аквакультуры Правительством Российской Федерации утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2016 году на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводства) в размере 348,6 млн рублей, а также на развитие товарного осетроводства в размере 47,4 млн рублей.
Однако в связи с тем, что в 2017-2019 года ожидается ускоренное развитие товарной аквакультуры, обусловленное формированием большого количества новых рыбоводных участков и усовершенствованием нормативной правовой базы, существуют дополнительные потребности в средствах федерального бюджета на поддержку развития товарной аквакультуры.
Виктор Ашарин также обозначил проблему получения заемных средств рыбоводными хозяйствами. Речь идет как о кредитовании для пополнения оборотных средств (краткосрочное) в относительно незначительных объемах для закупки кормов и рыбопосадочного материала, иных материалов, выплат зарплат и для решения прочих оперативных вопросов, а также решения прочих оперативных вопросов, так и для нужд увеличения производственной базы предприятий (капитальное строительство, приобретение оборудования, ремонтно-маточного стада, транспортных и иных основных средств производства).
Банки неохотно идут на кредитование данного сектора в силу незначительности запрашиваемых объемов, специфики рыбоводной деятельности, высокими (по мнению банкиров) рисками. В связи с чем органам власти субъектов Российской Федерации рекомендуется активно проводить работу с местными банками по вопросу кредитования рыбоводных хозяйств, в том числе с низким залоговым обеспечением обязательств.
Кроме того, законодательно установленное право собственности на объекты пастбищной аквакультуры должно способствовать привлечению заемных средств и выдачи кредитов банками, поскольку данное право собственности является своего рода подтверждением «кредитоспособности» рыбовода. Представляется перспективным также развитие института лизинга в отрасли аквакультуры.
В настоящее время Минсельхозом России совместно с Росрыболовством разрабатываются меры государственной поддержки товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых взносов по специализированным «рыбоводным» рискам.
Природно-климатические и иные риски оказывают негативное влияние на развитие производства аквакультуры и ее инвестиционную привлекательность. В сотрудничестве с ведущими страховыми компаниями ведется разработка и популяризация специализированных страховых продуктов, нацеленных на рыбоводную аудиторию. Применение инструментов страхования, как правило, способствует решению проблем краткосрочного и долгосрочного кредитования, лизинга и иных проблемных аспектов отрасли.
Начальник управления также затронул вопрос возобновления целевого финансирования научных исследований в области аквакультуры. Так, в 2015 году на научные работы в области аквакультуры впервые направлено свыше 230 млн рублей, а на 2016 год объем финансирования составил уже более 259 млн рублей. При этом Росрыболовством совместно с отраслевыми ассоциациями ведется работа по актуализации направлений и расширению спектра научных исследований в области аквакультуры.
Так, в Росрыболовстве создана рабочая группа, задачей которой является определение перспективных научно-исследовательских работ, направленных на получение конкретных результатов и возможности внедрения научных разработок в производство в кратчайшие сроки.
К приоритетным направлениям исследований отнесены работы, результатом проведения которых будет являться увеличение производства жизнестойкого посадочного материала, разработка новых рецептур кормов, внедрение лекарственных препаратов, а также актуализация нормативов, методик, технологий выращивания объектов аквакультуры. Особо следует выделить ведение селекционного-племенной работы и производство качественного жизнестойкого посадочного материала.
Одним из основных импульсов развития отрасли является предоставление рыбоводных участков. Для более эффективного развития необходимо принять комплекс мер. К ним, как отметил Виктор Ашарин, относятся:
- закрепление полномочий по определению границ морских рыбоводных участков за территориальными управлениями Росрыболовства вне зависимости от их прилегания к территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- упразднение нормы об определении границ рыбоводного участка площадью более 300 гектаров на основании положительного решения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и о запрете определения границ рыбоводного участка в случае нахождения границ такого рыбоводного участка на территориях двух и более муниципальных образований;
- оптимизация и увеличение прозрачности процедур рассмотрения предложений и принятия решений об определении границ рыбоводных участков в части исключения возможности отклонений материалов без рассмотрения комиссией, а также закрепления права (и обязанности) комиссии и госоргана осуществлять корректировку предложений в случаях частичного несоответствия предлагаемых границ Порядку формирования рыбоводного участка;
- установление возможности госорганов самостоятельно инициировать определение границ рыбоводных участков с предварительным размещением материалов в сети Интернет;
- установление однозначных правил определения границ РВУ на акваториях, занятых особо охраняемыми природными территориями (в том числе федерального значения), а именно то, что осуществление аквакультуры (и определение границ РВУ) на акваториях ООПТ возможно, если это не запрещено режимом охраны отдельно взятой ООПТ, утвержденном в установленном законом порядке;
- установление возможности пользователей рыбопромыслового участка осуществлять аквакультуру на акватории РПУ, чего на сегодняшний день нет;
- принятие государственных программ регионального уровня, дополняющих федеральные нормы и учитывающие региональные особенности того или иного субъекта РФ.