Начать проводить конкурсы на новые рыбоводные участки и выращивать товарную рыбу невозможно
«2 июля 2013 года, то есть более двух лет назад был принят Федеральный закон № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За это время Правительством Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства России было издано более 20 подзаконных актов, обеспечивающих его реализацию. Однако, до сих пор начать проводить конкурсы на новые рыбоводные участки и выращивать товарную рыбу невозможно ввиду низкого качества нормативной правовой базы и неэффективного государственного регулирования этим видом хозяйственной деятельности, рассказал председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна (Республика Карелия, Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Мурманская область) – член ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Валентин БАЛАШОВ. Об этом сообщает varpe.org.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. N 1183 "Об утверждении Правил определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками" определение границ рыбоводных участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Однако, региональные власти, в частности в Мурманской области, на практике в своих решениях исходят из того, что только заявитель (предприниматель) должен предлагать новые участки на водоемах, и если в определении координат границ участка им допущены ошибки, то чиновники автоматически отказывают в формировании новых рыбоводных участков. Это в принципе противоречит смыслу вышеуказанного постановления Правительства РФ, в котором обязанность формирования рыбоводных участков возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Создание условий для выращивания товарной рыбы на территориях – это забота региональных органов власти и для этого необязательны какие-либо заявки от хозяйствующих субъектов. Заявки могут быть, а могут и не быть, но для формирования участков региональная власть имеет установленные федеральным законодательством полномочия и принимает свои решения лишь с учетом (!) заявок предпринимателей.
Кроме этого, на практике произошел перенос ответственности за решения по формированию новых рыбоводных участков с региональных органов исполнительной власти на комиссии по определению границ рыбоводных участков. Комиссии, имеющие по замыслу федерального законодателя рекомендательную функцию, созданы по всей стране в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 11 марта 2015 г. N 94 «Об утверждении Порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков». Несмотря на то, что органы исполнительной власти субъекта в соответствие с упомянутым Актом должны только учитывать (!) мнение членов комиссии, в некоторых субъектах РФ складывается практика комиссионного препятствия развитию малого бизнеса в сфере аквакультуры и создания незаконных административных барьеров из-за позиции представителей муниципальных образований или территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти. Несмотря на то, что перечень ограничений по формированию границ рыбоводного участка является исчерпывающим и указан в пункте 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства России от 11 ноября 2014 г. N 1183, а именно:
«При определении границ рыбоводного участка не допускается:
а) полное или частичное наложение границ одного рыбоводного участка на границы другого рыбоводного участка, пересечение границами одного рыбоводного участка границ другого рыбоводного участка либо нахождение границ одного рыбоводного участка в пределах границ другого рыбоводного участка;
б) полное или частичное наложение границ рыбоводного участка на границы рыбопромыслового участка, пересечение границами рыбоводного участка границ рыбопромыслового участка либо нахождение границ рыбоводного участка в пределах границ рыбопромыслового участка;
в) полное или частичное наложение границ рыбоводного участка на границы запретных для плавания и временно опасных районов, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность, районов учений и боевой подготовки Военно-Морского Флота, районов, опасных в навигационном отношении, районов якорной стоянки и установленных путей движения судов (далее - запретные районы), а также пересечение границами рыбоводного участка границ запретных районов либо нахождение границ рыбоводного участка в пределах границ запретных районов;
г) полное или частичное наложение границ рыбоводного участка на границы особо охраняемых природных территорий, нахождение границ рыбоводного участка в границах особо охраняемых природных территорий либо пересечение границами рыбоводного участка границ особо охраняемых природных территорий, если иное не установлено положениями о них;
д) нахождение границ рыбоводного участка во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, на территориях 2 и более муниципальных образований;
е) нахождение границ рыбоводного участка во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территориям 2 и более муниципальных образований».
Члены комиссий часто выдвигают условия и претензии к заявке на участок, которые противоречат законодательству об аквакультуре. Например, «обоснованием» для отказа заявителю может быть наличие на берегу водоема какого-нибудь предприятия, иных зданий и сооружений или планируемых строек, имеют место быть случаи конкурентного лоббирования со стороны уже работающей на водоеме аквафермы или субъективное отношение члена (членов) комиссии к конкретному предпринимателю. В результате региональный орган исполнительной власти, ссылаясь на «решение» комиссии отказывает заявителю, участок не формируется, нет производства товарной рыбы. Ярким примером подобной «практики отказов» является Мурманская область. Из 36 заявленных участков в сентябре утверждено только 9 (девять).
Отдельно необходимо отметить еще один «сырой» документ: «Правила организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 450. В соответствие с указанным Актом при проведении торгов, необходимо указывать сведения об объеме и видовом составе объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка. Для реализации указанного Постановления была издана «Методика определения объема и видового состава объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка», утверждена приказом Минсельхоза России от 3 июня 2015 г. № 223. В соответствие с данной Методикой на каждый водоем Российской Федерации определён перечень из 7-8 возможных для разведения объектов аквакультуры, которые победитель аукциона в полном составе обязан производить по договору с государством на полученном рыбоводном участке. Это совершенно оторвано от хозяйственной жизни, так как предприниматель выращивает один или два рентабельных объекта, а не то, что в принципе возможно. Производить 7-8 и более видов рыбы не имеет никакого экономического смысла. В настоящее время этот «нормативный казус» не позволяет проводить торги. Кроме этого, стоит отметить, что на момент издания Методики в отношении отдельных субъектов Российской Федерации работа по определению видового состава объектов аквакультуры до сих пор не завершена, в результате чего, например, Мурманская область отсутствует в этом документе. По информации Минсельхоза РФ внесение соответствующих изменений в Методику и вступление их в силу для Мурманской области планируется в I квартале 2016 года. Это уже привело к тому, что проведение торгов на новые рыбоводные участки на данной территории возможно не ранее лета 2016 года.
Таким образом, в настоящее время Закон об аквакультуре не работает, дополнительное производство товарной рыбы (товарное рыбоводство) в Российской Федерации до сих пор не начато. Причиной является низкое качество нормативной правовой базы. Необходимо на федеральном уровне провести анализ практики реализации законодательства об аквакультуре на территориях страны и качества государственного регулирования указанной хозяйственной деятельности, ввиду ее особой значимости для реализации программы продовольственного импортозамещения».