Шаблонные барьеры ограничивают развитие марикультуры в России
Под развитие марикультуры необходимо создание собственной нормативной базы в области экологии, учитывающей специфику этой отрасли. В настоящее время шаблонное применение административного барьера в виде государственной экологической экспертизы Росприроднадзора тормозит развитие этой отрасли в России.
В настоящее время все хозяйства морской аквакультуры (марикультуры) в России, которая состоит из пастбищной и индустриальной, подлежат обязательному прохождению государственной экологической экспертизы в Росприроднадзоре. В результате последних изменений в законодательство, исключения распространяются на пастбищную аквакультуру, кроме в особо охраняемых природных территориях (ООПТ). В марикультуре на пастбищный сегмент приходится не более 5 – 10 % производства товарной аквакультуры.
Таким образом, практически все действующие хозяйства морской аквакультуры продолжают подлежать прохождению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в Росприроднадзоре, требования и шаблоны которой установлены под производства с высокой степенью загрязнения и экологической опасностью. Для марифермеров действующий порядок слишком тяжел и обременителен, т. к. марикультура занимается воспроизводством природных ресурсов, а не добычей. Уровень использования технических, экологически опасных технологий и средств в отрасли на Дальнем Востоке, в Крыму и Краснодаре практически равен нулю.
Минприроды и Росприроднадзор так и не смогли представить публично каких-либо документарных данных, подтверждающих их утверждение, что марикультура может нанести вред природе. Более того, в адрес Правительства России в 2022 году Росприроднадзор представил недостоверные данные о виновности марикультуры в нанесении вреда природе. Было еще одно сомнительное утверждение, что за год марикультура при культивировании гребешка откладывает донных отложений 10 тонн, что соответствует кузову всего лишь одного КАМАЗа и в масштабах даже одного Приморского края, это меньше, чем капля в море. Эта цифра и вовсе сводится к нулю, если учесть, что отложения гребешка являются пищей для других обитателей морского дна и являются одним из звеньев в природной цепи питания.
В связи с этим для морской аквакультуры в России необходима разработка экологических нормативных документов, учитывающих специфику и особенности этой отрасли при прохождении не только государственной экологической экспертизы, но и других государственных экологических процедур для снижения административного давления на эту перспективную отрасль, увеличения её инвестиционной привлекательности, снижения возможности коррупционной составляющей.
Сейчас стоимость подготовки и оформления документации ГЭЭ и прохождения в Росприроднадзоре составляет около 5 млн рублей за один рыбоводный (аквакультурный) участок. Не прошедшие экспертизу компании обязаны покинуть отрасль без возмещения понесенных расходов на приобретение участков у государства, которые являются целевыми (предназначены только для аквакультуры) и вложенные инвестиции. В Приморском крае например, на который приходится 95 % марикультуры на Дальнем Востоке, экоэкспертизу смогли преодолеть только 8 мариферм из 114. Всего в Приморье около 320 участков, это более 1,5 млрд потенциальных платежей.
Представительством по Приморскому краю АНО «Национальный общественный комитет по противодействию коррупции» (АНО НОКПК) в адрес Правительства России в настоящее время готовится соответствующее обращение.
Источник: Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК