Вопросы предоставления рыбоводных участков обсудили на конгрессе по аквакультуре
Начальник Управления аквакультуры Росрыболовства Виктор Ашарин принял участие в работе конгресса «Правовое регулирование аквакультуры в России-2016», где рассказал о порядке и особенностях формирования и распределения участков под цели аквакультуры, а также о планах по развитию одного из важнейших сегментов рыбопромышленного комплекса. Об этом сообщает Росрыболовство.
Основными этапами предоставления рыбоводного участка является определение границ рыбоводного участка, проведение торгов в отношении рыбоводного участка и заключение договора пользования. С 2015 года в регионах идет заявочная кампания по формированию границ рыбоводных участков в соответствии с законом об аквакультуре и подзаконными актами.
Согласно приказу Минсельхоза России, определение границ рыбоводных участков на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по рыболовству; во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, не прилегающих к территориям муниципальных образований, – территориальные управления Росрыболовства. Органы исполнительной власти региона определяют границы участков во внутренних водах за исключением внутренних морских вод, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах и в территориальном море, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта.
В зависимости от расположения водного объекта Росрыболовство, территориальное управление и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создают Комиссию по определению границ рыбоводных участков.
Как пояснил Виктор Ашарин, исходя из анализа системы нормативно-правовых актов, процедура определения границ рыбоводного участка происходит в следующей последовательности:
1) Обращение заинтересованного лица в соответствующий орган государственной власти, содержащее предложение об определении границ рыбоводного участка.
2) Рассмотрение предложения органом государственной власти на предмет соответствия предлагаемых границ требованиям правил определения границ участков (срок до 30 дней).
3) В случае отсутствия причин для отказа, орган государственной власти объявляет о заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков (за 15 дней), о чем размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" извещение, содержащее сведения о месте, дате, времени заседания комиссии и поступивших предложениях, которые будут рассмотрены.
4) На заседании комиссии рассматриваются поступившие предложения, вопрос об определении границ или об отказе в определении границ решается путем голосования. Во время заседания ведется протокол, который подписывается всеми членами комиссии.
5) В 10-дневный срок после подписания протокола, орган государственной власти определяет границы рыбоводного участка посредством издания правового акта с последующим размещением протокола комиссии, карт-схем рыбоводного участка и текста правового акта в сети "Интернет".
При определении границ рыбоводного участка не допускается полного или частичного наложения границ одного рыбоводного участка на границы другого рыбоводного или рыбопромыслового участков, пересечение границ участков, а также наложения границ рыбоводного участка на границы запретных для плавания и временно опасных районов, особо охраняемых природных территорий.
В процессе формирования участков возникают такие проблемы, как неверное определение географических координат точек участка, и наложение определяемых границ на запретные районы, и несоответствие состава комиссий по определению границ участков требованиям нормативно-правовых актов.
Среди мер по их устранению Виктор Ашарин назвал создание единой формы сбора сведений о рыбоводных участках и внедрение методов геоинформационного анализа при определении границ и учету участков в масштабах всей страны; скорейшее устранение неточностей в действующих методиках определения условий договора о предоставлении рыбоводных участков; введение в «правовое поле» рыбоводных хозяйств, осуществляющих аквакультуру по договорам, заключенным вне положений закон об аквакультуре; разработка механизмов исключения возможностей необоснованного завышения аукционной цены с последующим уклонением от перечисления доплаты недобросовестными участниками аукциона и другие практические шаги.