Законопроект об экологической экспертизе усилит регуляторный гнет на рыбную отрасль
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников выступила против установления новых обязательных требований в сфере экологии для рыбодобывающих предприятий и сохранения избыточных административных барьеров для развития отечественной марикультуры. 20 апреля президент ВАРПЭ Герман Зверев направил позицию объединения по обновленной редакции законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты Российской Федерации» в Минэкономразвития для учета при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия.
С 15 по 20 апреля Минэкономразвития проводило публичные консультации по обновленной редакции проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта: 02/04/02-22/00124663). В феврале проект проходил общественное обсуждение и межведомственное согласование, в том числе с Минсельхозом России и Росрыболовством.
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников указала на необходимость снятия барьера в виде государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) для предприятий пастбищной марикультуры. Также, по мнению крупнейшего объединения рыбной отрасли, необходимо прописать в законопроекте четкие формулировки по распространении ГЭЭ в части рыболовства только на материалы, обосновывающие ОДУ и его изменение. Это позволит исключить практику привлечения рыбодобывающих предприятий к ответственности за отсутствие заключения ГЭЭ.
Как отмечается в позиции ВАРПЭ, предусмотренное законопроектом новое требование проводить оценку воздействия на окружающую среду распространится на все виды рыболовства - от промышленного до любительского и традиционного - и затронет все осваиваемые виды водных биоресурсов (и на которые устанавливается ОДУ, и те, на которые устанавливается рекомендуемый объем добычи).
«Широта трактовки проектируемого требования несет риск того, что предприятия до выхода на промысел должны будут проводить процедуру ОВОС по каждому полученному разрешению на вылов. Каждая процедура ОВОС займет не менее 2 месяцев, так как в соответствии с Требованиями к материалам оценки воздействия на окружающую среду, необходимо провести исследование, подготовить предварительные материалы и провести их общественных обсуждений с уведомлением органов власти, затем следует доработка материалов по итогам поступивших замечаний и их утверждение», - рассказал президент ВАРПЭ Герман Зверев. Он напомнил, что в 2021 году Росрыболовство выдало 29 786 разрешений и внесло 34 561 изменений в выданные разрешения, на основании которых было освоено свыше 4,4 млн тонн водных биоресурсов в национальных водах. По оценкам ВАРПЭ, законопроект не позволит предприятиям вовремя выйти на промысел, что в период Охотоморской минтаевой путины приведёт к недоосвоению ВБР на сумму не менее 44,34 млрд рублей. «Это чистые потери предприятий от недовылова водных биоресурсов без учета стандартных издержек выполнения требования по проведению ОВОС», - отмечает Герман Зверев.
Принятие законопроекта в текущей редакции продолжит тормозить развитие отечественной марикультуры. «Ключевым административным барьером – необоснованным и высокозатратным – для развития марикультуры в России является требование для марикультурных предприятий проводить ГЭЭ деятельности для каждого рыбоводного участка. Например, в Приморском крае на 300 рыбоводных участках работает порядка 100 предприятий марикультуры, представляющих сектор МСП. В зависимости от количества привлеченных экспертов к подготовке заключения ГЭЭ стоимость этой услуги составляет 250 тыс. - 450 тыс. руб. за 1 рыбоводный участок. С учетом затрат на подготовку необходимой документации стоимость ГЭЭ для предприятий марикультуры - 1,5 млн - 2 млн руб. на 1 рыбоводный участок», - объясняет Герман Зверев. В результате, несмотря на доступ к внутренним водным ресурсам, протяженность отечественных морских границ и площадь прилежащей акватории, Россия не входит в ТОП-16 государств ни по объему производства аквакультуры в целом, ни по отдельным ее видам (марикультуры плавниковых рыб, крабов или моллюсков). В этой категории Россию обгоняют даже Тайвань и Новая Зеландия. Об этом свидетельствуют данные ФАО за 2020 год.
По мнению ВАРПЭ, снижение административной нагрузки на отрасль особенно актуально в текущих условиях. В пакет первоочередных мер поддержки рыбой отрасли на фоне санкционного давления, разработанный ВАРПЭ, включены предложения по «точечному» дерегулированию в сфере государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). В частности, ВАРПЭ указывала на необходимость отмены требования для рыбодобывающих предприятий проводить ГЭЭ документации, обосновывающей хозяйственную деятельность при промысле водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов, и в отношении пастбищной аквакультуры. В ходе прошедшего 23 марта совещания с рыбопромышленниками вице-премьер Юрий Трутнев указал на избыточность этих видов требований экологического законодательства и необходимость снятия административных барьеров. Инициативу ВАРПЭ также поддержал Минсельхоз России. Тем не менее обновленная редакция законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты Российской Федерации» вместо снижения избыточного адмконтроля, усиливает его. Позиция ВАРПЭ направлена в Минэкономразвития, Российский союз промышленников и предпринимателей и «ОПОРУ РОССИИ».