Что стимулирует экспортную ориентацию российской рыбной отрасли
Год назад, на состоявшемся 19 октября 2015 г. заседании Президиума Госсовета во главе с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в качестве одной из основных проблем отечественной рыбной отрасли называлось сохранение экспортной ориентации рыбного бизнеса, приводящей к нехватке сырья, необходимого для российской рыбоперерабатывающей промышленности, а также снижению поступлений от деятельности отрасли в федеральный бюджет. Судя по результатам трех кварталов 2016 года, кардинальных изменений не произошло.
По данным таможенной статистики, за 9 месяцев 2016 года экспорт из России по подгруппам ТН ВЭД РФ 0301-0308 составил 1 050 855,93 тонны (вес нетто), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,9 процента. В стоимостном выражении экспорт составил 1 990,85 млн долларов США, превысив показатели первых 9 месяцев 2015 года на 3,41 процента. То есть, как отмечают специалисты Дальневосточного центра региональных исследований, российские компании стали отправлять за рубеж больше морепродуктов, но по более низким ценам. Таким образом, увеличение поставок отечественной рыбопродукции на внутренний рынок достигается лишь благодаря увеличению объемов вылова, но это не позволяет в полной мере компенсировать падение импорта.
Представители многих рыбопромышленных компаний заявляют, что ориентация на экспорт обусловлена, прежде всего, более высокой стоимостью рыбной продукции за рубежом, а также тем, что поставки на внутренний рынок осложняются многочисленными проверками со стороны контролирующих органов. Однако эти объяснения справедливы лишь отчасти. Традиционно основным фактором, обуславливающим преимущественную ориентацию российских рыболовных компаний на экспорт, была возможность извлекать неучтенную и необлагаемую налогами прибыль. В условиях усиления внимания российских контролирующих органов к экспорту морепродукции из РФ отечественные рыбодобывающие компании стали избегать явных нарушений, связанных с контрабандным вывозом водных биоресурсов. Однако при этом некоторые из них по-прежнему используют различные «серые схемы», позволяющие получать неучтенную прибыль.
Неучтенная прибыль возникает в результате использования нескольких хорошо известных и довольно простых, но весьма эффективных схем, предполагающих занижение стоимости, поставки через оффшорные фирмы, а также простую контрабанду.
1. Занижение стоимости экспортируемой продукции в контрактах. При этой схеме официальная цена, указываемая в контрактах, ниже реальной цены. По договоренности с импортером, оплата по контрактной цене переводится официально на счет экспортера, а оставшаяся часть по неофициальной договоренности переводится на отдельный счет в каком-либо из иностранных банков. Разумеется, так можно работать только с проверенными надежными партнерами, в противном случае велик риск того, что покупатель просто «кинет» продавца и оплатит только ту часть, которая указана в контракте. Как правило, при использовании данной схемы в начале года заключается долгосрочный контракт (сроком на 1-2 года) на поставку большого количества продукции по определенной цене. Поставки в рамках исполнения контракта осуществляются несколькими партиями в течение года (или двух лет). Несмотря на то, что в контракте указывается возможность изменения условий для каждой конкретной партии отдельным дополнением к контракту, этого обычно не происходит. В результате, поставки осуществляются по ценам, намного отличающимся от реальных рыночных цен на момент поставки.
2. Продажа продукции через оффшорные фирмы. При использовании данной схемы также происходит занижение контрактной цены. Согласно договору с оффшорной фирмой продукция поставляется по заниженной цене, при этом оффшорная компания перепродает эту продукцию реальному покупателю по рыночной цене. Фактически, оффшорная фирма используется в качестве номинального посредника исключительно для вывода части прибыли из-под налогообложения. Экспортер заключает контракт с оффшорной фирмой, но реально поставляет продукцию конечному покупателю, при этом в контракте оговорено, что покупатель имеет право назначить получателя товара по своему усмотрению.
Как отмечают эксперты Дальневосточного центра региональных исследований, многие такие оффшорные фирмы создаются самими российскими компаниями-экспортерами и регистрируются на подставное лицо. Можно обратить внимание, что масса гонконгских фирм зарегистрирована по одному адресу и имеет одинаковые номера телефонов – как правило, это адрес юридической компании, которая занимается регистрацией таких фирм и за отдельную плату предоставляет также «секретарские услуги». При необходимости, для проведения встречи с кем-либо из партнеров может быть даже предоставлен и отдельный офис с персоналом, арендованный на пару дней в этом же или соседнем здании.
В большинстве случаев, однако, оффшорные фирмы сами выступают в качестве и покупателя, и получателя. В этом случае оффшорная компания зачастую оказывается аффилированной с российским поставщиком. Как правило, при использовании этой схему заключаются долгосрочные контракты без указания конкретных видов продукции и цен, что позволяет поставлять любую рыбную продукцию. При этом часто можно обнаружить, что в договорах указывается пункт, согласно которому оплата может производиться в течение 360 дней с момента подписания приложения контракту на отгруженную продукцию. То есть, деньги в течение почти года могут свободно быть пущены в оборот за рубежом. Кроме того, это позволяет размещать продукцию на временное хранение на холодильниках за границей для последующей продажи по более высокой цене. Между тем, по экспертным оценкам, разница между реальной и «оффшорной» ценой тонны рыбо- и морепродукции может варьироваться в зависимости от вида продукции от 100 до 1250 долларов США.
3. Занижение экспортной стоимости за счет указания неверного размерного ряда продукции, декларирование единой контрактной цены на рыбу разного размера либо отправка вообще без указания размера (разносортица), что позволяет указать более низкую цену. Использование данной схемы возможно благодаря слабому контролю со стороны таможенных органов, которые не проверяют продукцию на предмет соответствия груза указанной на нем маркировке . Фактически, учитывая, что на оформление следующего на экспорт груза на судне без выгрузки на берег отводится не более трех часов, реальный физический досмотр проводится лишь в единичных случаях, обычной практикой является проведение только документарного контроля.
Между тем, разница в цене между разными размерами в разные периоды времени может варьироваться от 40 до 250 долларов в зависимости от месяца поставки, конъюнктуры рынка и т.п. Так, в 2014 году разница в цене между размером М и L доходила до 260 долларов за тонну, а между размерами S и 2L – до 650 долларов за тонну. В этом году, учитывая возникшие у китайских переработчиков проблемы, цены на поставляемый в КНР минтай значительно снизились, а разница в цене между размерами колеблется в среднем в диапазоне от 20 до 50 долларов за тонну.
Бороться с занижением экспортных цен и использованием оффшорных фирм довольно сложно. Российские таможенные органы оценивают достоверность цен, соотнося их со средним уровнем цен по региону, то есть во Владивостоке смотрят на цены, указанные в таможенных декларациях других таможен Дальнего Востока. Между тем, в условиях высокого уровня консолидации дальневосточной рыбодобывающей отрасли (основной объем квот на вылов минтая, например, принадлежит нескольким крупным группам) уровень показываемых ими для таможенных органов цен примерно сопоставим. Если же таможня вдруг начинает возражать, учитывая, что заявленная цена отличается от известных ей цен китайского или корейского импорта, это ничем хорошим для таможенников не заканчивается – арбитражные суды встают на сторону экспортеров, поскольку определяющим фактором, согласно инструкции, является уровень цен на российском Дальнем Востоке.
4. Нелегальный вывоз за рубеж рыбо- и морепродукции (контрабанда). Этот вид незаконной деятельности процветает во многом благодаря несовершенству российского законодательства. В частности, речь идет о Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации», согласно которому продукция может вывозиться на экспорт по упрощенной схеме – оформление должно занимать не более трех часов. Понятно, что за такое короткое время возможен только документарный контроль, а физический контроль ограничивается досмотром видимой части продукции в трюмах судов, либо при перегрузах (пограничными и таможенными органами). При этом идентификация видов рыбопродукции, не проводится, а количество и вес оцениваются исходя из данных объёмов трюмов, осадки судна и т.д.
Стоит, кстати, обратить внимание, что практика оценки объема груза исходя из его осадки предполагает, что количество топлива в баках соответствует заявленному в документах. Если же топлива вдруг в действительности меньше, вполне можно рассчитывать на дополнительную загрузку неучтенного количества рыбы. В этой связи вспоминается тот факт, что на затонувшем судне «Дальний Восток» топливные баки оказались почти пустыми, что позволило некоторым специалистам предположить, что компания «Магеллан», возможно, планировала отправить добытый минтай на экспорт по упрощенной схеме, рассчитывая, что оценку объема груза инспекторы проведут исходя из его осадки.
Отсутствие реальной возможности проведения физического контроля при упрощенном порядке оформления уловов не позволяет идентифицировать продукцию с данными, указанными в товаросопроводительных документах, составленных экспортерами. В результате, создаются благоприятные условия для контрабанды, поскольку вместе с задекларированной недорогой продукцией вполне можно вывезти и такие валютоемкие виды водных биоресурсов, как икра минтая, краб и т.п.
Очевидно, что до тех пор, пока существует возможность получать неучтенный доход, немалое число компаний будет отдавать предпочтение не снабжению внутреннего рынка, а экспорту рыбной продукции из России. Поэтому систему необходимо менять, что требует изменения действующих и принятия новых законов, регулирующих рыбохозяйственную деятельность и экспорт продукции с низкой добавочной стоимостью.
Для исправления ситуации в рыбохозяйственной сфере и недопущения нанесения ущерба интересам экономической безопасности России, в том числе путем использования при совершении экспортно-импортных операций офшорных фирм для сокрытия от налогообложения части получаемой прибыли и вывода капиталов за границу, представляется целесообразным реализовать комплекс мер, в том числе:
- заключить со странами (территориями), предоставляющими льготный налоговый режим и не раскрывающими информацию о собственниках компаний, соглашения об обмене налоговой информацией на основе договоров, принятых в Организации экономического сотрудничества и развития - так называемых TIEA (Tax information exchange agreement), которые предусматривают обязанность офшора предоставлять налоговой службе страны, с которой такое соглашение заключено, любую информацию, хранящуюся в банках или иных финансовых учреждениях, у номинала, агента, доверенного лица или доверительного собственника; информацию о собственниках компаний, партнерств, трастов, фондов и других лиц, включая информацию обо всех участниках цепочки владения; в отношении трастов/фондов – об учредителях, доверительных собственниках/управляющих фонда и бенефициарах.
- при определении таможенными органами РФ профиля риска в отношении заявленной экспортером водных биоресурсов контрактной стоимости продукции учитывать не только уровень цен аналогичных контрактов российских экспортеров в регионе обслуживания, но и уровень цен, сложившийся на основных экспортных рынках российских морских биоресурсов (применительно к Дальнему Востоку РФ – цены импорта аналогичной продукции основными импортерами КНР, Японии и Республики Корея);
- провести детальный анализ внешнеторговых экспортных контрактов рыбопромышленных фирм России на предмет выявления сделок с оффшорными компаниями и несоответствия контрактных цен рыночным, а также провести сравнительный анализ данных Федеральной таможенной службы России по экспорту водных биоресурсов из РФ и данных иностранных таможенных органов по их импорту из нашей страны для выявления расхождений и определения их причин по каждому случаю;
- принять меры по усилению валютного контроля над получением экспортерами валютной выручки от реализации экспортных контрактов, ограничив срок поступления средств по реализованным контрактам и отдельным отправленным партиям продукции.