{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Эксперты могут изучить проект Таможенного кодекса ЕАЭС

18 августа 2016 09:45

Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в настоящее время направлен на внутригосударственное согласование.

Напомним, что распоряжение «О проекте Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС» был подписан 12 августа по итогам заседания Евразийского межправительственного совета, сообщает Fishnews. Проект разрабатывался длительное время, при участии деловых кругов, с тем чтобы отвечать на запросы предпринимателей стран-участниц, отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. «С принятием этого кодекса процесс таможенного оформления на внешней границе союза будет унифицирован, а условия перемещения товаров заметно упростятся», – заявил он.

Проект договора направлен на внутригосударственное согласование в страны Союза, процедура должна завершиться до 20 сентября 2016 г. Подписать документ планируется в декабре на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Проект кодекса Fishnet.ru приводит ниже:

Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 № 13 (далее - Распоряжение ЕМПС) на внутригосударственное согласование в государства-члены Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) направлен проект Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – проект Договора о ТК ЕАЭС).

В отличие от действующего таможенного законодательства, проект ТК ЕАЭС – комплексный, кодифицированный международный договор, при подготовке которого была проведена ревизия всех ранее заключенных международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, переосмыслены существующие порядок и технологии совершения таможенных операций,  изменены подходы к применению информационных технологий при их совершении. Можно сказать, что проект Договора о ТК ЕАЭС полностью базируется на электронном документообороте в таможенных правоотношениях (электронное декларирование, автоматическая регистрация таможенной декларации, автоматический выпуск товаров, применение механизма «единого окна»). Отдельной главой в проекте Договора о ТК ЕАЭС представлен институт уполномоченных экономических операторов (УЭО), внедрение которого в государствах-членах ЕАЭС кардинально изменит взаимоотношения между таможенными органами и представителями бизнес-сообщества, которые получат данный статус. Особое внимание при разработке проекта Договора о ТК ЕАЭС уделено уточнению компетенции Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) в сфере таможенного регулирования, что потребовалось в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе. Компетенция Комиссии существенно дополнена по сравнению с полномочиями Комиссии, предусмотренными действующим Таможенным кодексом Таможенного союза, что позволит обеспечивать гибкое единое таможенное регулирование  в ЕАЭС.

Согласно Распоряжению ЕМПС правительствам государств-членов ЕАЭС поручено обеспечить проведение внутригосударственного согласования проекта Договора о ТК ЕАЭС до 20 сентября 2016 года,  исходя из необходимости его подписания в декабре 2016 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Промежуточный доклад Комиссии о проекте Договора о ТК ЕАЭС и проведении внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания, Евразийский межправительственный совет заслушает на очередном заседании, которое запланировано на 28 октября 2016 года.

Упрощения при применении таможенной процедуры таможенного транзита

На 41-м заседании Коллегии ЕЭК 10 ноября 2015 г. принято Решение № 147, предусматривающее упрощения при применении таможенной процедуры таможенного транзита.

С вступлением в силу Решения уполномоченным экономическим операторам и таможенным перевозчикам, сведения о которых имеются в соответствующих реестрах таможенных органов, не нужно подтверждать действительность своего статуса путем представления бумажного свидетельства о включении в такие реестры при таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита: таможенные органы сами будут проверять наличие таких сведений в информационных системах.

Также Решением для перевозчиков закрепляется возможность при перевозках партии товаров маршрутной или групповой отправкой железнодорожным транспортом завершать таможенный транзит частями, в случае если в пути следования произошла отцепка одного или нескольких вагонов с товарами по форс-мажорным обстоятельствам.

Данные упрощения приняты по предложению бизнес-сообществ государств – членов Евразийского экономического союза. Отмечается, что положения Решения направлены на оптимизацию представляемых таможенным органам документов при таможенном декларировании и регламентацию возникающих на практике проблемных вопросов при завершении таможенного транзита.

Дальнейшая кодификация таможенного законодательства

В настоящее время таможенные правоотношения в Евразийском экономическом союзе регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и 21 международным договором.

Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предполагает кодификацию 16 международных договоров, которые утратят силу полностью или частично с даты вступления в силу ТК ЕАЭС.

После вступления в силу ТК ЕАЭС в качестве отдельных международных договоров останутся только 5, которые затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные правоотношения. Это соглашения, касающиеся работы объединенной коллегии таможенных служб, деятельности представительств таможенных служб, особенностей привлечения лиц к административной и уголовной ответственности.

Также при подготовке проекта ТК ЕАЭС учитывались результаты переговорного процесса по шести (6) проектам международных договоров, как имеющих самостоятельный предмет регулирования, так и вносящих изменения в действующий таможенный кодекс и иные международные договоры, регулирующие таможенные правоотношения.

Решения Суда Евразийского экономического сообщества об освобождении от уплаты таможенных платежей

Судом Евразийского экономического сообщества (далее - Суд) рассмотрены заявления организаций об оспаривании положений Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728.

В первой ситуации организацией оспаривался пункт 4 Порядка, устанавливающий в качестве одного из ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, ввезенными в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, совершение сделки, предусматривающей переход права собственности на такие товары.

Во второй ситуации  организацией оспаривалась правомерность включения в число ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, ввезенными в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал  с предоставлением освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, запрета на передачу указанных товаров во временное пользование. По мнению организации, пункт 4 Порядка в той части, в которой он вводит новое, не имевшее на момент ввоза ограничение на использование товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, противоречит Таможенному кодексу Таможенного союза.

Справочно:

Абзацем первым пункта 4 Порядка предусмотрено, что товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя  в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала, освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми  актами государства-члена Таможенного союза.

В силу абзаца второго пункта 4 Порядка, если порядок и условия освобождения таких товаров от уплаты таможенных пошлин не установлены законодательством государства-члена Таможенного союза, то применяются порядок и условия, установленные указанным пунктом.

Абзац третий пункта 4 Порядка устанавливает ограничения по пользованию и (или) распоряжению указанными товарами, при несоблюдении которых наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов.  Так, в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от уплаты  таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Коллегией Суда приняты решения о соответствии пункта 4 Порядка международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, в частности, положениям Таможенного кодекса Таможенного союза.

Апелляционной палатой Суда решения Коллегии Суда оставлены без изменения, а жалобы организаций без удовлетворения.

При этом Апелляционной палатой Суда сделаны следующие выводы:

Абзац третий пункта 4 Порядка является самостоятельной, не обусловленной абзацами первым и вторым пункта 4 Порядка нормой прямого действия международного права и должен применяться непосредственно всеми государствами-членами Таможенного союза в отношении товаров, ввезенных как до, так и после принятия этих ограничений.

Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный  (складочный) капитал, предоставляется государством строго определенному хозяйствующему субъекту, и товар, полученный по этой льготе, не может быть переадресован хозяйствующим субъектом другому юридическому лицу, которое может и не иметь в качестве учредителя иностранное лицо. Их использование допускается только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы.

Судом сделан вывод о том, что нарушением ограничений по пользованию  и (или) распоряжению товарами является совершение действий по заключению сделки, предусматривающей переход права собственности на такие товары (в рассматриваемом случае – день  подписания контракта), вне зависимости от того предполагается ли в результате заключения такой сделки использование товара на таможенной территории Таможенного союза или его вывоз за пределы таможенной территории.

Выводы Суда базируются на нормах международного права, таможенного законодательства Таможенного союза, положениях гражданского законодательства государств-членов Таможенного союза и направлены на исключение возможности подмены иностранного инвестирования в экономику Таможенного союза видимостью инвестирования, незаконным льготированием, направленным на получение прибыли за счет использования принципа «льготы ради льготы».

Евразийская экономическая комиссия полагает необходимым использовать выводы Суда Евразийского экономического сообщества в целях единообразного применения в государствах-членах Таможенного союза положений Решения Комиссии Таможенного союза  от 15 июля 2011 г. № 728.

Источник: Fishnews
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>