Льгота под киль
Судостроители Приморья с определенным скепсисом встретили известие о налоговых льготах для рыболовных предприятий, которые будут строить суда на местных верфях. Впрочем, любое послабление финансового бремени, особенно в период кризиса, воспринимается производителями положительно. Об этом сообщает konkurent.ru.
Что нового?
По данным администрации края, за последние 10 лет общее количество крупнотоннажных промысловых судов предприятий края сократилось на 39%, судов среднего размера — на 38%. Потребность предприятий рыбохозяйственного комплекса составляет более 22 судов.
В конце прошлого года в целях «комплексного и динамичного развития рыбохозяйственного комплекса» были внесены изменения в статью 2 краевого закона № 82 «О налоге на имущество организаций». Для имущества, принадлежащего на праве собственности рыбохозяйственным организациям, в отношении судов рыбопромыслового флота налоговая ставка устанавливается в размере 0% на первые пять лет и 0,5% — на последующие пять лет.
Примечательно, что данный закон принимался параллельно с аналогичными налоговыми льготами, которые предоставляются резидентам ТОРов и cвободного порта. Таким образом, решили поддержать не только новые производства, но и уже работающие в Приморском крае. Впрочем, насколько существенно данные преференции повлияют на желание рыбаков строить «у нас» — большой вопрос.
В группу компаний «Доброфлот» входит в том числе Ливадийский ремонтно-судостроительный завод. Не так давно управляющий «Доброфлотом» Александр Ефремов озвучивал возможности строительства серии рыболовных судов в Ливадии. Руководитель связывал эти планы с перспективами свободного порта. Казалось бы, в помощь судостроителям пойдут и льготы по налогу на имущество. Видимо, это не совсем так.
«Что нового? Мы видели ровно то же самое в 2004 году, и даже пользовались этой льготой, когда построили мотоботы, сэкономив 1,4 млн рублей, — говорит Александр Ефремов. — Наши финансисты подсчитали: изменения в законодательстве, по сути, никаких выгод предприятию не несут».
В 2004 году краевые депутаты также вносили изменения в закон о налоге на имущество. Тогда на определенных условиях освобождались от налогообложения российские рыбохозяйственные организации, имеющие в собственности имущество на территории Приморского края, в отношении промыслового флота. Первое требование: выручка предприятий от производственной деятельности по выращиванию, вылову и переработке рыбы и морепродуктов составляет не менее 70% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Второе — сумма средств, причитающихся к зачислению в бюджет от налога на имущество организаций по промысловому флоту, в полном объеме в текущем налоговом периоде направлена на строительство этого самого флота на верфях Приморья.
Председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам ЗС ПК Галуст Ахоян указал «К», что, по своей сути, поправки 2004 и 2015 года аналогичны. Разница в том, что новейшая поправка расширяет круг потенциальных получателей льготы.
Плюсы и минусы
Генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания» Юрий Рыбалкин считает, что льготы по поддержке строительства судов — вещь положительная, но носят они «несистемный характер».
«В последнее время у нас появилось много льготных налоговых режимов, плохо, что пользоваться можно лишь одним, — говорит Юрий Рыбалкин. — К примеру, если вы пользуетесь преференциями в рамках свободного порта, то уже нельзя воспользоваться льготами свободной экономзоны. Да, освобождение по уплате налога на имущество будет в какой-то степени стимулировать размещение заказов на наших верфях. Но, думаю, это капля в море. Затраты на строительство судов за границей остаются несоизмеримо более низкими. Если взять стоимость постройки корабля на верфи КНР за единицу, то цена в Корее будет 1,2–1,25, в Японии — 1,5, в Приморье — 1,9–2. Рост курса доллара особо не повлияет на рост конкурентоспособности местных верфей. 80% оборудования — импортное, при перемещении через границу, уплате таможенных сборов и НДС оно становится на 30–40% дороже. Чтобы производство здесь стало конкурентоспособным, надо коренным образом менять систему налогообложения предприятий Дальнего Востока. У нас производство с высокой добавленной стоимостью, высокооплачиваемыми специалистами развивать невыгодно. Региональные законодатели тут сделать не могут ничего».
«Для получения льготы по налогу на имущество, скорее всего, будет использоваться следующая примитивная схема, — считает Юрий Рыбалкин. — На отечественной верфи заложат киль судна, переправят его на китайский завод. Там проделают основную часть работ, затем корабль пригонят обратно, проведут мелкую доделку в Приморье. Пароход предъявят регистру, формально судно сможет претендовать на льготу. Впрочем, даже при подобной схеме загрузка судостроительных заводов в Приморье вырастет, это плюс».
По мнению Рыбалкина, главной проблемой верфей в Приморском крае является отсутствие производственных рабочих. «Действительно, сейчас в Китае и Корее на верфях кризис, нет работы, — говорит эксперт. — Тем не менее надеяться на то, что к нам потекут гастарбайтеры из этих стран, не стоит. Зарплата китайского судокорпусника — 1,5–2 тысячи долларов, у нас работники на такой позиции получает только 50–60 тысяч рублей. Не будут китайцы у нас работать».
Кризисные реалии
Помимо технических вопросов, есть проблема субъективного отношения к инициативам власти. В доверительных разговорах с «К» рыбопромышленники и судостроители признаются: нет у них полной уверенности, что льгота по налогу на имущество просуществует долго даже на бумаге. Бюджеты всех уровней испытывают дефицит финансов, а поступления по налогам на имущество составляют более 15% всех налоговых и неналоговых доходов бюджета Приморского края. Не получится ли так, что настроят рыболовы судов, и тут их льготы лишат?
Впрочем, не все настроены пессимистично. Нынешняя экономическая ситуация не особенно располагает к планированию на годы вперед — судостроители рады получить любые заказы. Притом что у потенциальных заказчиков — экспортно ориентированных рыболовных компаний — с доходами все в порядке.
Генеральный директор ООО «Тихоокеанская верфь» Григорий Гиталенко считает, что «любые послабления по налогообложению — это стимул. Тем более в кризисный период, когда цены на все поднимаются, и, чтобы выжить, приходится на всем экономить. То, что удастся сэкономить на оплате налога на имущество, лишним не будет. Конечно, с китайскими верфями нам конкурировать трудно — условия налогообложения, процентные ставки по кредитам там существенно привлекательнее. Трудно ожидать развития судостроения, когда Сбербанк выдает кредиты под 16%. Отсюда и низкая рентабельность производства — у нас она в районе 15%. Льгота предоставляется в том числе и для того, чтобы загрузить местные верфи, сделать постройку судов у нас более привлекательной».
КОММЕНТАРИЙ
Андрей Якимчук, генеральный директор Славянского СРЗ: «Подвижки в законодательстве, которые направлены на привлечение рыбаков делать заказы на отечественных верфях, совершенно правильные. Морепродукты — ресурс. Во всем мире исходят из того, что для добычи рыбы должны использоваться мощности той страны, которой эти богатства принадлежат. Там, где рыболовство развито, как правило, стараются строить суда на собственных верфях. Российским пароходам — по 30–40 лет, они выходят из строя, буквально лет через 5 работать рыбакам будет не на чем. Обновление флота жизненно необходимо. Что касается технических возможностей, больших проблем не вижу. Супертраулер мы сегодня построить не сможем, но они и не востребованы. Среднее же судно типа СТР сделаем легко. Я был на многих предприятиях в КНР и Корее, там строят приблизительно на той же технической базе, что у нас. Что касается дефицита специалистов, то мы вполне можем воспользоваться кризисом в судостроительной отрасли, который сейчас испытывают предприятия Китая и особенно Кореи. Там действительно произошел крах, кризис перепроизводства, настроили слишком много судов. Сейчас освободилось огромное количество инженеров, конструкторов, технологов. Это тысячи человек — квалифицированных, с опытом работы. Корейцы стремятся трудоустроиться и буквально атакуют нас предложениями. Оборудование — двигатели, насосы — лучше всего покупать в КНР, где они производятся по лицензиям западных компаний. В условиях, когда действуют антироссийские санкции, это хороший выход. Стоимость китайского оборудования — примерно вполовину меньшая. Качество — вполне приемлемое, даются гарантии, работают сервисные центры. И ведь сами китайцы вполне себе комфортно работают на собственных судах, у них огромный рыболовный флот. Так что все возможности выпускать на наших верфях существуют, дело только за заказчиками. Строить выгоднее всего серией — это был бы наиболее экономичный вариант. Первое судно за счет проекта, логистики обходится примерно на 50% дороже последующих».
Не лучше ли оставить конкурентов без заказов, а свои заводы загрузить заказами. Видимо, Максим подшутил над аудиторией форума, призывая заказами повалить судостроительный комплекс КНР и Кореи.
Мы можем все сделать, нужна только другая экономическая политика, перейти к системе стратегического целевого планирования в главных отраслях.
Вот и Трутнев не видит заинтересованности портов на Дальнем Востоке в занятии рыбой, парадокс, что его самого не пропустили в порт "Был недавно в одном, в Приморье. Так меня туда не пустили, заявив, что идут разгрузочно-погрузочные работы. Знаете, долго смеялся: давно не сталкивался с тем, чтобы меня куда-то не пускали. Попросил в итоге зайти туда контрольные органы. Но смысл понятен: там нет ни рыбы, ни планов ею заниматься, ни планов реконструировать холодильники"
https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/55249.html
Может быть его нордический характер и патриотизм переломят ситуацию с рыбой.
20 января, Выборгский судостроительный завод, входящий в состав Объединённой судостроительной корпорации, подписал Соглашение о сотрудничестве с Архангельским траловым флотом. Предполагается, что серия из четырех судов будет передана Архангельскому траловому флоту в 2018-2019 гг. Подписание данного соглашения и совместное сотрудничество ВСЗ и АТФ позволит обновить и вывести на новый уровень рыбодобывающий флот в России, а также поддержать появление новых компетенций у отечественной судостроительной индустрии.
https://www.fishnet.ru/news/company/55266.html, и 2015 год закрыли с прибылью. Молодцы!
Не все оказывается так и плохо, кто хочет работать и чего-то достичь и в этих условиях может.
Кстати, а где Григорий?
2. Отдельно взяться
3. Заниматься необходимо
4. Нужно править тарифы
5 рыбой надо заниматься
6 отдельно заниматься
7 квоты надо делить
8 механизмы нужно развивать
Зачем что-то производить. Наш правящий класс с удовольствием сдал бы всю страну в аренду и получал бы деньги на заграничные счета))
С другой стороны, нет причин так волноваться. Приказа строить в РФ нет. Будет льгота для тех, кто захочет строить не только корабли, но и береговые заводы. Можно строить и за границей, просто придется заплатить пошлину и не воспользоваться льготой. Свобода выбора, нет так ли? :-))
Условно- заказано N-ное количество судов, с двигателями , если не ошибаюсь, от компании MAN Diesel. MAN- Не самый дешевый продукт. Это к слову.Вся электронная начинка, вся автоматика, будет поставлена, скорее всего, тоже от иностранного производителя. Импортозаместить её "не сейчас", "не потом"- не получится и вообще её не получится заместить до окончания выработки ресурса тех же двигателей. В этом, нет не экономического, не практического смысла. Двигателя перебираются стандартно и все комплектующие ставятся того что же производителя, что и делал генеральный монтаж в новострое. Это и ежу и моржу понятно, фигурально выражаясь.
Вся эксплуатация этого судна, будет завязана на :
1.Запасные части и комплектующие иностранного производителя;
2. На людей, которые будут производить дальнейшее обслуживание;
К слову сказать, не сможет "дядя вася", не имеющий практического опыта и не прошедший обучения, взять и перебрать этот MAN. Это делают люди, которых заказывает компания, которые выставляют счёт за свои услуги и которые вылетают на место ремонта из Европы, одевают свою новенькую спецодежду, спускаются в машинное отделение и делают работу с умом. Эти люди, будут ставить только оригинальные запасные части, которые Компания купит заблаговременно за рубежом, сделает таможенную очистку и предоставит этот ЗИП, этим обученным дядям в чистой спецодежде.Если же компания, вдруг, захочет сэкономить и на запасных частях и на дяденьках, которые прилетят специально, то результат может быть плачевен.
Для примера: судно одной российской компании, с двигателям от "вярцеля" год стояло в порту Пусан по причине того, что кое у кого кое откуда росли кое какие кривые руки..Год простоя. Год. Потому что не смогли установить несколько комплектов запасных частей, на двигатель который знают только иностранцы.
Этого можно избежать. Но для того, что бы эффективно осуществлять ремонт, нужны выращенные СВОИ специалисты.
Где их взять? Вопрос. Ну для начала, необходимо ставить прототипы двигателей MAN в наших учебных заведениях, среднеспециального и высшего уровня, что бы студенты на практических занятиях отрабатывали варианты ремонта и изучали особенности их эксплуатации. Да да, это именно те лаборатории с распиленными двигателями, в которых со скучающим видом просиживали многие штаны...Будет кто то это делать в наших ПТУ и ВУЗах, равно как как и отслеживать развитие технологий компании MAN? Вопрос.
Если пока, этого в планах нет, то, увы, мы будем экплуатировать эти судна с двигателями и начинкой MAN, равно как и последующие построенные,- только с использованием европейских специалистов и там же закупленных запасных частей.
Для снижения уровня затрат, можно осуществлять ремонты подобных судов на иностранных вервях, что целесообразнее и с точки зрения сроков ( не надо тратить время на таможенную очистку запасных частей в РФ, нет необходимости подгадывать сроки вылета специалистов и бронирование их виз ну и так далее) . Но тогда каким образом ,при таком раскладе, поднимать судоремонт в РФ, растить специалистов?
В 2018 году произойдет распределение квот сроком на 15 лет.
Теперь вопросы к Вам:
1. В каком году, мы сможем начать строительство судов , двигателя и комплектующие к которым, будут производиться в полном или практически полном объеме, у нас на территории РФ.?
2. Когда мы, без зазрения совести, сможем взять нашего обученного "дядю васю", запустить его в машинное отделение и он все сделает "под яичко"?
Предполагается, что мы создадим свои двигателя, откажемся от пилстиков и прочего "старья", которое сейчас установленно на большинстве судов и эти новые двигателя с лёгкостью подчинит "дядя Вася". Предполагается что "дядя вася" уже отучился в ВУЗе или ССУЗе и знает что делать с этим новым и неизведанным...
Выше, я привел пример с любимцем Лоренца Конрада, который смотрел на забор и лаял, что бы красиво решить задачу. Построенное судно - это забор, причем забор золотой.
На госсовете сказали- "квоты в обмен на заботы". Закладываете суда, развиваете судостроение- вот вам квоты.
Все сказали- есть! и начали строить.... золотой забор...Это не дешевые суда; это суда с иностранной начинкой; для того что бы их ремонтировать, необходимо тратить огромные средства на покупку запасных частей и оборудования, на приглашение специалистов настройщиков.
Где здесь экономическая целесообразность? Я конечно с Григорием соглашусь, что если мы сейчас не начнём строить, то потом у нас вообще ничего не будет и мы голые и босые будем ловить рыбу с галер. Понимаю, необходимо во что бы то не стало построить суда...., но однако же после 45 года страна построила свою космическую ракету без использования двигателей иностранного производства. Там тоже поставили задачу -обогнать весь мир, но никто не бросился его обгонять закупая у американцев технологии и комплектующие...
Через 16 лет после войны в 1961 году наш человек полетел в Космос на своей ракете, а не на норвежской.
Шаги, должны быть последовательны, как и раньше:
1. Поддержка учебных заведений: достойная оплата труда преподавательского состава, который имеет практический опыт и отличные теоретические знания; улучшение материально технической базы учебного заведения, которое будет иметь свои учебные полигоны, лаборатории.
2. Восстановление береговых БТО и небольших Фабрик, которые на начальном этапе, будут заниматься хотя бы первоначальным "имортозамещением": точить небольшие и средние детали, как и раньше у нас было; изготавливать кранцевую защиту, вязать орудия лова, применять новые технологии покраски и так далее.На данные БТО и Фабрики, как и раньше, направлять практикантов из учебных заведений. Не просто на просиживание целый день штанов, за галочку в зачётке, а на то, что бы они делали конкретную работу на отдельном (или всём) этапе.Это всё последовательно обрастёт как научной так и технической инфраструктурой.
Мы варим тут корпуса, а двигателя ставим иностранные, как и с чего у нас вдруг вознаградится судостроение и судоремонт в полном объеме?
Всем очевидно, что исходить необходимо от специалиста и технологий, которые специалист применяет.
Сказали: "вы строите суда- вам и карты в руки". Сказали построить, начали строить, а где на госсовете министр образования, где представители ВУзов, почему их не пригласили поучавстовать? дали бы прогноз выпускников, план по загрузке тех или иных специальностей на ближайшее 5 лет, также информацию о количестве выпускников технических специальностей, которые трудоустроены.Вышел человек из Вуза Рыбного и пошел работать...куда? а никто не знает куда он пошел, где трудиться зачем его учили столько лет..
Проблема в том ,что и студент - практикат и люди на госсовете, сидят для галочки в зачётке. Один ждёт зачёт, другой что бы в его адрес улыбнулся президент, что бы погладил по головке и дал конфетку... а что будет дальше, окромя планов по постройке золотого забора в нынешнее, суровое,время, неясно.
Давайте Александр, послушаем ваш прогноз: когда, кем, где и за сколько, будут у нас построены те 80 судов, что заявлены добытчиками под квотные доли.
Какая база под это всё будет реанимирована и в каких портах РФ.
Когда мы построим свою ракету, которая за раз весь минтай подымет? :)
Общалась с человеком, который вынужден перейти из швейного бизнеса в рыбный.
Оказывается вся текстильная промышленность, включая ведущие бренды (Иваново и тп),
работают на китайских тканях, которые только красят. Курс подскочил в два раза, и рынок рухнул у всей отрасли. Вот результат тотальной зависимости от доллара и иностранных поставок. А раньше сами на экспорт льняные ткани поставляли.
Согласна с Григорием, что надо всерьез заняться отечественной промышленностью.
Лесу повезло, спрос на бумагу упал из-за перехода на электронный документооборот и электронные книги и тп.
Лаптями завалим))