Одними квотами «под киль» флот не построить
После распада СССР российский вылов составлял порядка 6 млн. тонн водных биоресурсов, количество судов – порядка 6 тысяч. К 2000-ым годам количество флота сократилось до 4 тысяч единиц, вылов составил 3,5 млн. тонн. Получив долгосрочное закрепление квот, рыбодобывающие предприятия не стали строить новые суда, а пошли путём модернизации имеющихся мощностей.
Причина этого в том, что на вторичном рынке до недавнего времени был достаточный выбор судов и модернизация обходилось рыбакам в 5-6 раз дешевле, чем построить новое судно. При этом производительность модернизированного флота увеличивалась вдвое и более.
Сегодня же мы имеем картину, когда 80% рыбопромысловых судов имеют срок эксплуатации свыше 20 лет, да и вторичный рынок уже не предлагает столь широкого разнообразия как в прошлые годы. Отечественное судостроение вообще не имеет удачного опыта строительства крупнотоннажного флота. Импортозавизимость по комплектующим порядка 70% и более. Преодолеть этот пробел, догнать мировых лидеров судостроения будет непросто.
Но, проведённый ВЦИОМ накануне Госсовета опрос показал, что если не запустить процесс обновления флота, через 5-10 лет корабли начнут рассыпаться. Ведь большинство работающих сегодня на промысле судов были построены в начале 80-х. В то время в СССР нормативно был установлен предельный срок их эксплуатации – 25 лет, после чего их списывали и заменяли на новые. С переходом к рыночной экономике этот срок отменили.
В целом, итоги опроса показали, что наш флот уступает по многим показателям эффективности современным аналогам других стран. Много ручного труда, нет возможности для более глубокой переработки уловов. Нет возможности разместить всю номенклатуру нового оборудования на старых судах, невозможно в силу недостаточности энергетики, площадей, автоматизации линий итд. Большая часть новейших технологических решений не могут быть интегрированы в устаревшие проекты 80-х годов. В итоге, несмотря на единичные исключения, построенные за рубежом, сегодня мы имеем флот старого поколения, на котором молодёжь не хочет идти в море. За улучшение условий труда и обновление флота высказались в подавляющем большинстве 90% капитанов и членов экипажей.
Однако, надо понимать, что одними «квотами под киль» новый флот не построить. В рыночных условиях в «пакете судостроения» компаниям нужен куда больший перечень поддержки и стимулов, чтобы стоимость постройки крупнотоннажного рыбопромыслового флота на российских верфях снизилась в 1,5 раза и стала вровень с лидерами мирового судостроения в этой части, такими как Корея, Хорватия и другие. Нужны новые проекты судов, востребованные российскими рыбаками и создание эффективных производств на отечественных верфях.
Немалое значение имеет срок закрепления долей квот и возможность получения льгот и доступных кредитов. В разных странах – свой набор преференций. В ряде стран сами верфи выступают фактически в роли лизинговых компаний. А в Японии рыбакам под строительство флота на своих верфях дают беспроцентные кредиты и освобождают от налогов на срок строительства и окупаемости судов.