От дедвейта к дейдвуду и обратно!
На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 19 октября 2015 года были определены цели и задачи развития рыбохозяйственного комплекса, достижение которых предполагается за счет использования естественных преимуществ отечественного рыболовства и стимулирования инвестиций в обновление рыбопромыслового флота и перерабатывающих мощностей.
Принятые, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В. В. Путина, поправки в закон о рыболовстве, предусматривают стимулирование рыбохозяйственных организаций, осуществляющих размещение заказов на строительство рыбопромысловых судов на территории Российской Федерации, путем выделения инвестиционных долей квот вылова водных биологических ресурсов.
Для практической реализации механизма государственной поддержки инвестиций подготовлены проекты постановлений Правительства, устанавливающие критерии распределения инвестиционных долей квот вылова и требования к объектам инвестиций. Согласно этим документам для промысла минтая и сельди на Дальневосточном бассейне определены два основных типа объектов инвестиций:
А - траулер-процессор длиной свыше 95 метров.
Б - траулер-процессор длиной от 80 до 95 метров.
Выбор приоритетов обусловлен существенным значением для отечественного рыболовства промысла минтая и сельди, обеспечивающих около половины объемов вылова Российской Федерации и конкурентными преимуществами крупнотоннажных судов на промысле этих объектов, а также зарубежным и отечественным опытом использования траулеров-процессоров в сегменте рыболовства минтая.
Мертвые законы на мертвом дереве…?
На совещании во Владивостоке 27 сентября 2016 года полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутневым было дано поручение Минсельхозу России по изменению предусмотренного указанными документами механизма государственной поддержки инвестиций. Эти изменения включают привязку величины инвестиционных долей квот вылова к дедвейту судов, выделению заявителям долей квот вылова всех видов водных биологических ресурсов предназначенных для инвестиционных целей и приоритетное наделение сырьевыми ресурсами средне- и малотоннажных рыболовных судов, построенных на верфях ДФО.
Однако, предлагаемые изменения определенного в проекте постановлений Правительства механизма наделения инвестиционными долями квот вылова, не учитывает особенности отечественного морского рыболовства:
1. Дедвейт является основной эксплуатационной характеристикой транспортного, а не рыбопромыслового флота. Поскольку основным назначением рыбопромысловых судов является добыча, приемка и переработка уловов водных биологических ресурсов, то, во - первых, использование дедвейта в качестве критерия наделения инвестиционными долями квот вылова не повлияет на эффективность промысловой деятельности и приведет к строительству судов с большим дедвейтом, но с низкой степенью переработки уловов. И, во-вторых, расширит перечень объектов инвестиций, что в условиях ограниченности сырьевых и инвестиционных ресурсов на эти цели, а также недостаточного потенциала российского судостроения по строительству современных рыбопромысловых судов и ограниченности числа верфей, способных строить современные рыбопромысловые суда, не позволит сконцентрироваться на приоритетных направлениях технической политики.
2. Заменить крупнотоннажный рыбопромысловый флот судами меньших размеров, тоннажа и мощности в силу географических, биологических и инфраструктурных факторов невозможно, поэтому крупнотоннажные суда в вылове минтая и сельди занимают наибольшую долю общих уловов минтая и сельди, 65,2 и 77,6% , соответственно. Суточная производительность крупнотоннажных судов на промысле минтая и сельди в несколько раз превышает показатели средне- и малотоннажных судов. Это обусловлено техническими характеристиками и ограниченными возможностями меньших по тоннажу и мощности рыбопромысловых судов по времени нахождения на лову и районам промысла, и требованиями безопасности мореплавания.
3. Использование дедвейта, не влияющего на глубину переработки добытого рыбного сырья, не будет мотивировать к размещению заказов на строительство современных судов с глубокой переработкой уловов водных биологических ресурсов и, соответственно, производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Следует отметить, что переход от экспорта рыбного сырья и малообработанной рыбной продукции к производству продукции глубокой переработки определено одним из важнейших направлений развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, что нашло отражение в поручениях Президента В. В. Путина по результатам заседания президиума Государственного совета 19 октября 2015 года.
4. Ограниченные возможности российского судостроения, отсутствие мотивации в размещении заказов на строительство современных судов, преимущества в наделении ресурсами при строительстве средних судов с минимальной обработкой сырья и малотоннажного флота не позволит поддерживать мощности по вылову важнейших объектов промысла на необходимом уровне. В условиях высокого уровня износа рыбопромыслового флота для лова минтая и сельди это приведет к снижению объемов вылова и среднедушевого потребления рыбной продукции населением, дальнейшему техническому отставанию российского рыболовства и снижению конкурентоспособности отечественной рыбной продукции на мировом и внутреннем рынке. Кроме того, российские судостроительные предприятия не получат необходимого опыта строительства высокотехнологичных рыбопромысловых судов, что сохранит его неконкурентоспособность в этом сегменте судостроения.
По нашему мнению, способствовать решению задач развития рыбохозяйственного комплекса, определенных на заседании президиума Государственного совета и в поручениях Президента Российской Федерации В. В. Путина, будет наделение инвестиционными долями квот вылова современных крупнотоннажных траулеров-процессоров (на Дальневосточном рыбопромысловом бассейне), как это предусмотрено в проекте постановлений Правительства, и размещение заказов на их строительство на российских верфях.
Это позволит сохранить промысловые мощности и объемы вылова водных биологических ресурсов на достигнутом уровне, создать производственную основу для увеличения доступности рыбной продукции населению, повысить уровень переработки водных биологических ресурсов, обеспечить конкурентоспособность российской рыбной продукции на мировом и внутреннем рынке, а также способствовать реализации Доктрины продовольственной безопасности России.
Виктор Кирочкини
Заместитель председателя Подкомитета ТПП РФ по развитию Рыбохозяйственного комплекса России
Почетный работник рыбного хозяйства России