План Алашеева увеличит выручку отрасли до 20 миллиардов долларов
На совещании по проблемам развития рыбоперерабатывающей промышленности, которое на днях провел Премьер Медведев в Мурманске, с докладом «Меры экономического стимулирования береговой рыбопереработки» выступил член Мурманского филиала "Рыбного Союза" Ю.О.Алашеев.
В своем выступлении Алашеев предложил ряд радикальных мер, среди которых, как минимум, десятикратное повышение платы за ресурсы для экспортеров сырья, стимулирование переработки и экспорта продукции высокой готовности, периодический пересмотр квот в зависимости от эффективности использования сырца.
Также предложено отменить контрсанции на импорт сырья и, вместо этого, поставить барьеры для импорта готовой продукции. Об этом сообщает Fishnet.ru.
Ниже приводятся полные тезисы доклада:
1. Именно глубокая и полная переработка рыбы на берегу обеспечит максимальный вклад в ВВП. Грубо говоря, есть 5 миллионов тонн рыбных ресурсов. Продавая преимущественно сырье мы получаем, грубо, 10 миллиардов долларов выручки, а если перейдем на торговлю полностью готовым продуктом высокой переработки - сможем продавать примерно на 20 миллиардов, то есть обеспечить более 0,6% роста всего ВВП страны. И это не считая мультипликативных эффектов. 0,6 при росте за последние 10 лет на 4,5 - неплохо!
2. Для того, чтобы это произошло, нужны не точечные меры (как, например, инвестквоты под заводы), а долгосрочные экономические условия, делающие переработку выгоднее торговли сырьем. Если перерабатывать выгодно, то и заводы будут построены, а если невыгодно, как сегодня, то даже после строительства заводов - продолжим торговать сырьем.
3. Такие условия создаются во всех странах, ставящих задачу развивать переработку. Например, в ЕС - 7,5% пошлина на переработанную продукцию, 0% на сырье, что делает почти невозможной нашу конкуренцию с ними. А у нас, наоборот, пошлина на сырье иногда ниже, чем на переработанную рыбу. Таким образом, конкурируя с европейским заводом за поставки в европейские сети, мы имеем барьер размером в 7,5% и проигрываем конкуренцию. Поэтому наше сырье идет на завод в Польше, где его перерабатывают и поставляют в торговую сеть готовый продукт. А мы могли бы свободно выйти на мировой рынок с готовым полностью продуктом. Сырье-то у нас, а не у них. В отличие от мяса птицы и других сельхоз продуктов рынки развитых стран не закрывают от дикой рыбы, потому что это ограниченный ресурс самого полезного продукта, единственного по-настоящему органического, биопродукта. Уникальная ниша для экспорта. И рынки открыты. Нужно только принять несложные решения, которые создадут условия для экспорта рыбопродуктов с высокой добавленной стоимостью.
4. Базовые макроэкономические условия, в основном, созданы: снижается инфляция, доступность кредитов и процентные ставки обеспечивается (уже почти) равенство конкуренции - система прослеживаемости через ЭВС - налоговая прозрачность (ФНС) - добровольная сертификация качества (Роскачество) заработал РЭЦ, стимулирующий экспорт. То есть, над чем работаем - получается!
5. Теперь необходимо создать специфические условия, делающие переработку выгодной, как было сделано с сельским хозяйством:
самый простой и мощный механизм - регулирование сбора за добычу ВБР, в зависимости от того, как использовался сырец. Рыба (кроме аквакультуры) - не сельское хозяйство, а природный ресурс (хоть и возобновляемый). Так и надо им управлять. Регулярно анализировать конъюнктуру и определять оптимальный размер сбора и льготы для приоритетных видов использования ресурса (по аналогии с нефтью). Сегодня говорят об отмене льготы на сбор ВБР. Это правильно, но станет совершенно недостаточной мерой.
Раз мы в Мурманске, поговорим на примере трески. Сегодня ставка сбора составляет 5 рублей, при продажной цене 250 рублей и себестоимости добычи около 50 рублей. А реально при льготе 85% уплачивается всего 70 копеек (из 250 рублей экспортной цены). Но и полная ставка размером в 5 рублей ничего не решит, это в пределах колебания валютного курса. Ставка в 5 рублей была определена в 2007 году при совершенно другом курсе доллара, рыночной конъюнктуре и никогда не индексировалась.
Рентный платеж сегодня (когда кто-то продает часть своей квоты на вылов) составляет около ста рублей, такова рентабельность добычи. Экономика позволяет увеличить ставку сбора за ВБР в десять раз или больше и отменить льготу при экспорте необработанной продукции. Одновременно можно дать льготы в размере 100% при поставке продукции на переработку и дальнейшей реализации готового продукта.
Отследить судьбу сырья нам позволит прекрасная система прослеживаемости, внедренная РСХН. Это станет мощнейшим стимулом развития переработки, возникнет дифференциал цен на внутреннем рынке и внешнем. Мы отберем переработку у иностранных конкурентов, повысим ВВП, снизим потребительские цены и повысим потребление. И одновременно, пополним бюджет дополнительными налоговыми поступлениями.
Еще один мощный механизм - динамический принцип расчета квот, который мог бы модернизировать жесткий исторический принцип. Новый закон уже ввел механизм дополнительных 20% квот при поставке на берег охлажденного сырья - но этот стимул может оказаться недостаточным и, наоборот, снизить переработку. Динамический принцип - это изменение закрепленной за пользователем доли со временем, если добыча ведется в соответствии с определенными Правительством приоритетами. То есть, в зависимости от судьбы добытого сырца - квота динамически пересматривается, например, раз в три года, плавно увеличиваясь у тех пользователей, которые регулярно получали дополнительные 20% квот, за счет тех, кто не прибегал к такому механизму.
По аналогии со странами-конкурентами для поддержки переработки нам следует отменить пошлины на сырье и по возможности увеличить пошлины на готовую продукцию. Разобраться с ситуацией с ЕАЭС, контрсанкции создают условия для развития переработки там, в ущерб русским предприятиям. Соседи-конкуренты имеют доступ к импортному сырью, к которому нет доступа у русских компаний, при этом это называется единым экономическим пространством, а правила - не единые. Необходимо устранить несправедливость. Сегодня введены контрсанкции на сырье из ЕС, и одновременно, их нет на готовую продукцию. То есть, прибалтийским производителям шпрот, например, созданы предпочтительные условия по сравнению с российскими. Устранить несправедливость. И в любом случае, отрасль несколько бесхозна, необходимо четко обозначить задачу развития переработки, поставить цели и определить ответственных лиц.
6. Положение большинства предприятий в Мурманске - реально тяжелое. Знаменитый Михаил Зуб, прорвавшийся на пресс-конференцию к Президенту, не зря говорил, что переработчики - землю грызут. Завод в Териберке, ставший знаменитым из-за фильма Левиафан, бывший градообразующим предприятием - полностью остановил свою работу. Необходимо поддержать предприятия прямо сейчас: передать научные квоты в прибрежный промысел, это поддержит переработку до прихода "долгосрочной политики"и квоты третьих стран. Почему, например, белорусские предприятия, которым и так созданы преференциальные условия по сравнению с российскими предприятиями, еще и наделяются русскими квотами на рыбу из Баренцева моря? Распределите эти квоты между переработчиками! Вот такие простые и понятные меры позволят за счет экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью удвоить вклад отрасли в ВВП, дадут дополнительные 0,5% роста. И, кроме того, увеличат налоговые поступления и, снизив потребительские цены, увеличат потребление внутри страны.
Государство ничего не гребло, потому что активно занижали выручку рыбаки до 2015года при помощи однодневок на внутреннем рынке и оффшоров на внешнем.
ЕСХН - муниципальный налог, идет в бюджет муниципалитета в объеме 100%. И муниципалитет может устанавливать свои ставки. Я знаю один карельский колхоз, у которого ставка по ЕСХН была 0.