Поправки в законах помогут снизить объёмы нелегальной икры на рынке
Сергей Рябченко (президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края)
1 апреля стартовал завершающий этап внедрения системы маркировки красной и черной икры в России. Новация призвана обеспечить полную прослеживаемость продукции "от моря до розницы".
Сегодня маркироваться должна вся икра - и в куботейнерах, и расфасованная, и ястычная. Правда, нужно отметить, что наметился сдвиг в сторону смягчения требований относительно икры ястычной мороженой.
Это не готовый продукт, который идет непосредственно к потребителю, а сырье - из него затем производят какую-либо продукцию, например, пробойную соленую икру, поступающую в розничную торговлю.
Почему этот полуфабрикат попал под маркировку, есть объяснение. Ястыки всегда шли на экспорт, потому что за рубежом пользовались спросом плюс предлагалась неплохая цена при небольших затратах на их производство. Когда готовили законопроект, ситуация с экспортом была непонятная, и в окончательную редакцию документа ястычную икру внесли с прицелом на внутренний рынок.
Еще год назад Общественный совет при Росрыболовстве и ВАРПЭ выступили с инициативой об отмене требования об обязательной маркировке необработанной лососевой и осетровой икры. Регуляторы с идеей согласились. Минпромторг подготовил проект соответствующего постановления. В январе началась процедура оценки регулирующего воздействия законопроекта. Но документ пока не принят.
Недавно на площадке комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию мы рассматривали тему продвижения рыбной продукции, и там опять подняли вопрос о том, чтобы вывести из-под маркировки икру ястычную мороженую. Логично сделать это до начала лососевой путины.
Так что к необходимым изменениям в законе мы движемся, хотя и очень медленно. Тем не менее нас услышали, и я думаю, что в ближайшее время нормативная база будет подготовлена и ястычную икру исключат из системы "Честного знака".
На мой взгляд - человека, который проработал в отрасли немало лет, маркировка мало что дает. Мы уже говорили на площадке "Российской газеты", что подмена икры и ввод в оборот контрафакта могут произойти на любой стадии, особенно когда продукт фасуется в куботейнеры. Товар идет сначала через крупного оптовика, потом через мелкого, затем на фасовку и непосредственную реализацию в торговой сети. Промаркирована 25-килограммовая емкость, а к покупателю поступает икра, разложенная в баночки по 500, 140 или даже 90 граммов. На каком этапе произошла подмена или смешивание старой икры из прошлогодних уловов со свежей? Никто не отследит! И кто отвечает за это? Тот, кто изготовил продукт?
Распространение системы "Честный знак" на икру должно было привести к полному отсутствию браконьерской или несвежей продукции на прилавке. Но контрафакт по-прежнему попадает в торговые точки. Возможно, цифровая маркировка сократит процентов на десять количество нелегальной продукции, но это не меняет в корне ситуацию. А ведь есть опыт работы в советское время, когда действовали ГОСТы и на банке отпечатывалась вся исходная информация - дата, номер плавучего или берегового завода и даже данные смены, изготовившей продукт.
Законопроект о регулировании "полётов" икры
Уменьшить объемы браконьерской икры призван еще один документ, в подготовке которого участвовал Координационный совет рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока, в том числе и Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края. Законопроект о "полетах" икры, который скоро будет принят. Действие ФЗ № 254 от 14.07.2022 года "О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления" будет распространено на Хабаровский край и Чукотский автономный округ.
Вот в этом решении, я считаю, будет гораздо больше пользы в деле сужения трафика браконьерской икры, чем от маркировки. На примере камчатского эксперимента мы видим, как резко сократилось количество перевозимой контрафактный продукции - в несколько раз.
В Хабаровском крае предлагаем расширить действие этого закона не только на хабаровский аэропорт, но и на гавани Охотского, Николаевского, Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов. Мы вносили такие поправки, и правительство края официально направляло их в Госдуму. Очень надеемся, что при втором чтении они попадут в законопроект.
Почему в обязательном порядке нужно задействовать гавань Охотска? Из Хабаровского края путей доставки икры много: из того же Хабаровска ведут федеральная автотрасса и железная дорога - можно наладить транспортировку фурами и вагонами. Даже включение Николаевска-на-Амуре в число аэропортов, где необходимо ограничить перевозку икры непромышленного производства в багаже авиапассажиров, не столь важно, так как с Нижнего Амура ведут еще автодорога и зимник. Из наших северных районов - Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского - также есть пути: из Аяна - в Якутию, из Чумикана - в Амурскую область. А из Охотска существует единственный способ доставки - воздушным транспортом. Поэтому в аэропорту поселка обязательно должен быть представитель Россельхознадзора, именно там следует наладить контроль. Известно, что оттуда поступает значительный объем лососевой икры, при этом никак и никем не контролируется ее источник. Как говорят очевидцы, порой на борт загружается столько куботейнеров, что не хватает места для пассажиров.
В компании "Хабаровские авиалинии" сообщили: как только будут внесены изменения в федеральной закон и в регионе введут ограничения на "полеты" икры, перевозчик включит дополнительные требования в собственные правила транспортировки.
Источник: РГ