После новой системы квот добывающие компании ждут изменений в тарифах
Правительство России может утвердить механизм квотирования рыболовных предприятий. Законопроект станет частью мер по поддержке отрасли, которые привлекут груз на железную дорогу.
Закон, регулирующий порядок прибрежного и промышленного рыболовства, утверждён, однако правительство ещё не приняло целый ряд подзаконных актов, в том числе регулирующих порядок предоставления инвестиционных квот. Соответствующий проект постановления уже проходит общественное обсуждение.
Законопроект «Об утверждении порядка подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, порядка отбора инвестиционных проектов и порядка распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели» определяет критерии эффективности проектов, процедурные моменты заявительной кампании и распределения квот на инвестиционные цели.
Разработчики документа заметили, что оценка инвестиционных проектов будет осуществляться по двум ключевым показателям привлекательности – внутренняя норма доходности (IRR) и простой срок окупаемости инвестиций – в зависимости от размера долей квот на инвестиционные цели.
«IRR должна составлять от 10 до 12% и находиться на уровне ключевой ставки Центрального банка России, а простой срок окупаемости инвестиций не может превышать 10 лет», – пояснили в Министерстве сельского хозяйства России.
Для отбора проектов также появятся специальная межведомственная комиссия и рабочая группа.
Кроме того, документ определяет возможность проведения «аукциона на понижение», а также добровольного отказа заявителя от участия в нём в случае превышения максимально установленных объёмов квот.
При этом иные варианты (например, наделение инвесторов каким-либо усреднённым объёмом прав добычи рыбы), по мнению экспертов-разработчиков, могут нести риски неравномерного и нерационального распределения квот на инвестиционные цели и снижения прогнозного социально-экономического эффекта от реализации рассматриваемой программы.
По мнению заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука, государственная поддержка в виде квот на инвестиционные цели позволит в ближайшие 5–6 лет построить около 50 новых рыбопромысловых судов и несколько крупных рыбоперерабатывающих заводов.
«Приём заявок от инвесторов планируется начать с 2017 года, а реализация программы потребует привлечения банковского финансирования», – отметил господин Савчук.
Государство начинает полномасштабную поддержку рыбной отрасли, но, как заметил заместитель председателя правительства и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, вопрос транспортировки продукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны до сих пор остаётся нерешённым.
Он пояснил, что ещё в 2015 году Президент России Владимир Путин дал поручение Минтрансу России о разработке плана по субсидированию тарифов на перевозку дальневосточной рыбы. Меры необходимы для исключения сезонного роста цен и выравнивания тарифа на перевозку грузов в универсальных и рефрижераторных контейнерах. Однако профильное ведомство его не выполнило. Отсутствие решения Правительства России о понижении тарифов на перевозку рыбы и скоропорта в целом повлечёт за собой окончательный уход грузов с железной дороги во внутрироссийском сообщении, уверен директор группы компаний ООО «Агентство Рефперевозки» Ильдус Халиков.
«Хотя обновление промыслового флота хорошо скажется на отрасли, но даже если объёмы продукции возрастут, российские операторы от этого не выиграют, – уверен эксперт. – Принимаемые законопроекты не смогут обязать рыболовов возить продукцию на внутренний рынок – не выгодно, пока не будет решён вопрос с тарифами и скоростью перемещения рефконтейнеров по железной дороге».