{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Потери температуры в рыбе, отправляемой на запад России, угрожают обрушить импортозамещение

Из-за испорченного внешнего вида и вкусовых качеств дальневосточная рыбопродукция не будет востребована у жителей западных российских регионов.

Реализация политики импортозамещения, а также усилия федеральных властей и социально-ориентированного бизнеса по продвижению на потребительском рынке запада России отечественной тихоокеанской рыбной продукции могут пострадать от потерь температуры в транспортируемой в европейские и сибирские регионы страны дальневосточной рыбе.

В соответствии с Указом Президента России от 29.06.2016 №305, ответные санкции в отношении ряда стран, являвшихся поставщиками продуктов питания, в том числе и рыбной продукции, на российский продовольственный рынок, продлены до конца 2017 года. Таким образом, перед российскими рыбопромышленниками продолжает стоять задача по замене зарубежной рыбной продукции, объём которой до введения продовольственного эмбарго составлял несколько сот тысяч тонн, на отечественную.

Между тем, около 3 млн. тонн, что составляет 2/3 объёма добываемых в Российской Федерации водных биоресурсов, вылавливается в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Таким образом основная нагрузка по рыбному импортозамещению продолжает лежать на дальневосточных рыбаках.

Однако, как следует из регулярных публикаций в СМИ, порой дальневосточная рыбопродукция поступает в адрес сибирских, уральских и европейских российских регионов с несоответствующим температурным режимом, что влияет на внешний вид, качество и безопасность продукции для потребителей.

Так, совсем недавно, в конце июня, в Новосибирскую область с Дальнего Востока по железной дороге поступило 250 тонн тихоокеанской сельди с температурой от минус 7 до минус 10 °С.  Также, в конце апреля этого года в Мурманскую область опять же с Дальнего Востока поступило 165 тонн сельди и лососёвых молок с температурой от минус 14,7 до минус 15,4 °С. Помимо этого, в марте этого года в Екатеринбург прибыло более 250 тонн кеты, горбуши и минтая, температура которых колебалась от минус 7,8 до минус 4,7 °С.

При условиях, когда температура падает до -14…-16 градусов, с рыбной продукции сходит ледяная глазурь, которая предохраняет рыбу от соприкосновения с воздухом и, как следствие, препятствует процессам её окисления. Помимо этого, при температурах, намного выше требуемых минус 18 градусов, при которых должна перевозиться рыбная продукция, в несколько раз ускоряются процессы биологического разложения, в связи с чем продукция по прибытии в пункт назначения теряет свой привлекательный товарный внешний вид, качество, а также питательные свойства.

Отчасти это происходит по причине двойных перегрузов и, соответственно, потерь температур, - рыбопродукция отгружается с предприятий морозильного хранения (холодильников) на автотранспорт, который зачастую, из-за экономии транспортных расходов, не оборудован рефрижераторными установками и не предназначен для перевозки мороженой продукции. Затем автотранспорт доставляет этот груз до ж/д тупиков, на которых опять же происходит перегруз на железнодорожные вагоны, которые, в свою очередь, пойдут в адрес сибирских и европейских российских регионов.

Ввиду же ограниченной пропускной способности железнодорожного транспорта на ж/д ветках, которые идут к холодильникам, отгружать все партии рыбной продукции с предприятий морозильного хранения не представляется возможным. В связи с этим, бизнес, чтобы не терять время на ожидание подвижного состава и не нести издержек, вынужден перевозить мороженую продукцию на автотранспорте до свободного места погрузки на железной дороге, так называемых ж/д тупиков.

Причём подавляющее большинство перегрузочных железнодорожных тупиков никаким образом не обустроено и не оборудовано, в том числе и в санитарном отношении. Из более чем 50 таких ж/д тупиков, расположенных в городе Владивостоке, только 8 имеют обустроенный вид, остальные места погрузки на ж/д транспорт необходимо капитально благоустраивать.

Помимо потерь температуры при перегрузах, значительные температурные потери происходят при транспортировке рыбной продукции в вагонах-термосах. Так, рыбопродукцию разрешается отправлять в определенное время года в вагонах-термосах, не оборудованных охлаждающими установками. Стенки таких вагонов утепляются пенопластом, причём расчёт теплопроводности таких стенок по времени транспортировки и температур окружающей среды по пути следования не производится. Выгодность отправок такими вагонами определяется тем, что бизнес несет меньшие издержки на транспортные расходы.

Однако, судя по тому, что в Новосибирскую область 250 тонн тихоокеанской сельди поступили в рефрижераторных вагонах, экономить, помимо владельцев рыбопродукции, пытаются и транспортные компании-перевозчики при обеспечении нужного температурного режима в рефрижераторных секциях в ущерб качеству и безопасности поставляемой продукции. Так, в данном случае, рефсекция по пути следования скорее всего отключалась на длительный срок от питания для экономии дизельного топлива и снижения тем самым транспортных издержек.

Как сообщили в руководстве Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, в условиях теплого времени года, особенно в летний период, необходимо минимизировать потери температур как при перегрузах на железнодорожных тупиках, так и при транспортировке, так как от температуры при погрузке и транспортировке в конечном итоге зависит внешний вид поступающей на запад России рыбопродукции, её вкусовые качества и, соответственно, её привлекательность для покупателей, что в условиях импортозамещения может послужить одним из основных факторов, когда российский потребитель будет отдавать предпочтение не зарубежной, а отечественной рыбной продукции.

Источник: управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>