Резолюция круглого стола «Административные барьеры в техрегулировании в рыбкомплексе», проведенного в рамках III Рыбфорума
1. Участники Круглого стола отметили: - технический регламент ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (далее - технический регламент) принят решением Совета Евразийского экономического Союза 18 октября 2016 года и вступил в силу с 01 сентября 2017 года. Переходный период полностью заканчивается 01 сентября 2019 года и при наступлении этой даты в обращении допускается только рыба и рыбная продукция соответствующая требованиям технического регламента.
В целом, технический регламент соответствует мировой практике регулирования в сфере производства и реализации рыбы и рыбной продукции. Промышленность, в основном адаптировалась к его требованиям. Однако при оценке пищевой рыбной продукции на соответствие требованиям технического регламента у проверяющих органов возникают самые различные мнения трактовки ряда положений технического регламента, что приводит к запрету на реализацию пищевой рыбной продукции. В то же время, в техническом регламенте установлен ряд новых требований, которые критически влияют на насыщение внутреннего рынка рыбным сырьем, чем ограничивают формирование добавленной стоимости от переработки рыбы на территории России, а также еще более снижают (и так низкое) потребление рыбы населением. Эти требования, не соответствуют сложившейся в течение десятков лет практике обеспечения безопасности рыбной продукции, а также не соответствуют и международно-признанным документам и требованиям стран-импортеров, имеющих высокий уровень потребления рыбы и современные системы контроля пищевой безопасности. В результате этого, российское рыбное сырье, в ущерб национальным интересам России, уходит на экспорт, где беспрепятственно реализуется.
2. Наиболее ярко это проявляется в части требований к паразитологической безопасности, к содержанию мышьяка, в отсутствии урегулирования использования новых технологий замораживания пищевой рыбной продукции с водной средой (включая водную среду), в части требований к массовой доли глазури, указанию наименования в маркировке продукции, а также к запрету размораживания замороженной рыбной продукции.
3. Участники Круглого стола решили:
1) Направить обращение в Минсельхоз России с предложениями новой формулировки норм технического регламента в части паразитологической безопасности - предложить изложить пункт 20 в следующей редакции:
«20. Не допускается реализация пищевой рыбной продукции, предназначенной для потребителей, употребляемые в пищу части которой, поражены видимыми паразитами на уровне, превышающем значение интенсивности инвазии, установленного в Приложении*….
* Нормы взять из Приложения 3 и 4 Инструкции 4.2.10-21-25-2006 «Паразитологический контроль качества рыбы и рыбной продукции»
2) В части урегулирования использования технологии блочного и полублочного замораживания обсудили формулировку проекта дополнения в пункт 31 технического регламента следующего содержания:
«При производстве мороженной пищевой рыбной продукции допускается ее замораживание с водной средой с растворенными в ней пищевыми добавками или без них, полностью заполняющей блок, для обеспечения высоких потребительских свойств. К такой продукции не применяются требования пункта 33 настоящего технического регламента».
3) С учетом анализа нормирования глазури на неразделанных ракообразных рекомендовать проведение научного обоснования пересмотра нормы технического регламента в сторону увеличения нормы массовой доли глазури для всех разделанных или очищенных беспозвоночных.
4) Обратиться к Руководителю Росрыболовства Шестакову И.В. с предложением провести совещание под его руководством по подготовке изменений в технический регламент и по принятию мер по устранению ограничений обращения рыбной продукции на территории РФ.
5) Направить обращения в органы власти субъектов Российской Федерации с предложением создать рабочие группы, состоящие из представителей надзорных органов, отраслевых союзов и научных организаций, деятельность которых будет направлена на обеспечение недискриминационного оборота рыбной и морепродукции для выполнения задачи по увеличению ее потребления населением страны, в т.ч. путем минимизации влияния на обращение рыбной и морепродукции формалистских решений, принятых по формальным основаниям.
6) Направить обращение к заместителю руководителя Росрыболовства Савчуку П.С. по активизации деятельности рабочей группы при Росрыболовстве по вопросу внесения изменений в технические регламенты в части раздельного нормирования в рыбной продукции неорганических и органических соединений мышьяка.
7) Согласиться с необходимостью корректировки положений технического регламента в части указания наименования рыбной продукции, с учетом общих подходов к такой маркировке в ТР ТС 022/2011.
В работе круглого стола участвовали представители:
- АКОРТ;
- рыбодобывающих компаний;
- рыбоперерабатывающих компаний;
- Рыбного Союза;
- Рыбной Ассоциации;
- Санкт-Петербургской горветлаборатории;
- Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу;
- Управления ветеринарии по городу Санкт-Петербургу;
- ФГБОУ ВО КГТУ;
- ФГНБУ «ВНИРО»;
- ФГБУ НЦБРП.