С чем уходит рыбный год?
Пожалуй, ни одна отрасль российской экономики в этом году не привлекала к себе такого внимания, как рыбное хозяйство. В условиях значительного сокращения импорта рыбной продукции обнаружилось, что заместить ее российской не просто, так как отечественные рыбодобытчики ориентированы на экспорт своих уловов, а рыбопереработчики в большей степени используют импортное сырье. Об этом сообщает dalekayaokraina.ru (автор Александр ТИМОФЕЕВ).
Стало очевидно, что российская рыбная отрасль по-прежнему существует, в основном, в качестве «сырьевого придатка» иностранной рыбопереработки, способствуя созданию рабочих мест за рубежом и росту чужого ВВП.
Многие российские рыбодобытчики мотивируют ориентацию на экспорт тем, что на Дальнем Востоке нет достаточных перерабатывающих мощностей, и при этом не желают самостоятельно инвестировать в их создание, заявляя о невозможности конкурировать с развитой китайской перерабатывающей отраслью. Но в действительности дело здесь даже не в отсутствии перерабатывающих мощностей. Экспорт позволяет получить валюту, что весьма перспективно в условиях ослабления курса рубля, и получать значительные суммы неучтенной прибыли, скрывая прибыль от налогообложения (например, путем завышения стоимости расходов на судоремонт за рубежом, оплату полученных у иностранных импортеров кредитов и т.п., а также путем отправки продукции через оффшорные фирмы по заниженным ценам для последующей ее реализации на зарубежных рынках по нормальной цене).
Бороться с занижением экспортных цен и использованием оффшорных фирм сложно. Во многих случаях оффшорные компании оказывается аффилированными с российскими поставщиками. Тогда между ними заключаются долгосрочные контракты без указания конкретных видов продукции и цен, что позволяет поставлять любую продукцию. Оплата же по таким контрактам может производиться в течение 360 дней с момента подписания приложения к контракту на отгруженную продукцию — т.е. деньги в течение года могут свободно быть пущены в оборот за рубежом. Так создаются благоприятные условия для заявления на таможне заведомо заниженной стоимости и недоначисления таможенных платежей. Разница в цене тонны продукции может колебаться от $ 100 до 1250.
Кроме того, ориентация многих рыбопромышленников на экспорт обусловлена еще и тем, что продукцию можно оформлять по «упрощенной схеме» без физического контроля, и это позволяет вывозить за рубеж незаконно добытые биоресурсы (например, валютоемкие крабы или икру минтая). Идентификация рыбопродукции, не проводится, а количество и вес оцениваются исходя из объёмов трюмов, осадки судна и т.д. Практика оценки объема груза исходя из его осадки предполагает, что количество топлива в баках соответствует заявленному в документах. Если топлива вдруг в действительности меньше, вполне можно рассчитывать на дополнительную загрузку неучтенного количества рыбы.
Такой экспорт приносит рыбному бизнесу огромные доходы, оседающие на счетах за рубежом. А государство от такой деятельности не получает ничего. Неудивительно, что в таких условиях налоговые поступления в бюджет от рыбной отрасли за последние восемь лет сократились в полтора раза, о чем заявил на одном из совещаний во Владивостоке полпред Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. По словам Трутнева, с 2007 года эти показатели сократились в 1,5 раза, составив в 2014 году 5,8 млрд рублей. Согласно подсчетам ФНС, выпадающие доходы федерального бюджета за счет возмещения НДС и льготных ставок на вылов водных биоресурсов составляют 8,6 миллиардов рублей ежемесячно. Государство ежегодно недополучает от рыбной отрасли 30 млрд рублей доходов. В валовом продукте Дальнего Востока доля рыбохозяйственной отрасли составляет всего 3,3%, а в налоговом объеме – 1,5%. Россия занимает только 15 место по стоимости экспорта и 23 место по удельной стоимости экспортных поставок. При этом мы удерживаем 3 место по объемам экспорта и 6 место — по объему вылова.
Глава Росрыболовства Илья Шестаков, между тем, заметил, что не самым лучшим образом выглядит и ситуация с вложениями в рыбную отрасль: «Если говорить об инвестициях в основной капитал, то доля инвестиций в добыче полезных ископаемых – 22%, в сельском хозяйстве это порядка 18%, а в рыбной отрасли это менее 10%». При этом, по оценке экспертов, более 70% основных производственных фондов российского рыбохозяйственого комплекса – это именно рыбопромысловый флот. Промысловые суда, выполняя поставленную владельцами задачу обеспечить максимальную прибыль при минимальных издержках, работают на износ, большинство из них ремонтируется и модернизируется только тогда, когда их состояние уже не может обеспечить необходимой нормы прибыли.
Принятое в августе 2007 года решение о наделении пользователей водно-биологических ресурсов квотами на 10 лет в соответствии с «историческим принципом», хотя и привело к росту объемов вылова, никаких других позитивных сдвигов не дало. Ни ожидавшегося обновления флота, ни внедрения новых технологий переработки. Государство вкладывало деньги в судостроение для научных, спасательных и военных нужд, но не инвестировало в строительство траулеров, поскольку предполагалось, что у рыбодобытчиков, получивших квоты сразу на 10 лет, появится стимул строить новый флот. «Исторический принцип» дал рыбопромышленникам уверенность в развитии бизнеса, но также и породил целую плеяду «рыбных рантье», для которых оказалось более прибыльным передать свои квоты другим. И квоты на добычу государственных, общенародных ресурсов, стали восприниматься как частная собственность, которую можно продать или сдать в аренду.
Вполне естественно, что государство сочло необходимым изменить «правила игры» в рыбной отрасли, чтобы обеспечить насыщение внутреннего рынка доступной рыбной продукцией, загрузить мощности береговых перерабатывающих предприятий и при этом стимулировать рыбаков к обновлению флота. Ситуацию четко сформулировал в своем выступлении на президиуме Госсовета в октябре 2015 года президент Владимир Путин:«Понятно, что бизнес заточен на получение прибыли и работает там, где ему выгодно. Однако ни нашу страну, ни её граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цены рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ритейлерами, когда в рыбной отрасли расплодились разного рода рантье, использующие наши биоресурсы, и когда почти 70 % доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья…
Я помню, как мы дискутировали на этот счёт в 2007 году, помню, как мне говорили тогда, что нужно перейти на исторический способ выдачи квот и как мы все после этого возрадуемся, как всем будет хорошо. Действительно, есть такие люди, которым очень хорошо. Теперь нужно распределить это «очень хорошо» на всё население страны».
Естественно, государство инициировало изменения в законодательство, регулирующее рыболовство. И так же естественно, что многие представители рыбного бизнеса приняли предложенные нововведения «в штыки», как покушение на «самое святое» – возможность обогащаться за счет бесконтрольного вывоза биоресурсов за рубеж. Единственное, что устраивало рыбопромышленников, это закреплении квот на 25 лет по «историческому принципу», тогда как предложения увязать их с инвестициями средства в строительство судов и поставкой продукции на береговые предприятия для переработки большинством отметались.
Чем закончилось противостояние рыбного бизнеса и государства, известно: на заседании Госсовета, посвященного проблемам рыбной отрасли прозвучали довольно резкие оценки ситуации и были предложены меры, оказавшиеся даже менее приятными для многих рыбопромышленников, чем ожидалось. По итогам Госсовета президент России Владимир Путин поручил Правительству обеспечить внесение в законодательство ряда изменений. Так, срок действия договора о закреплении долей квот добычи должны увеличить не до 25, а до 15 лет. При этом 20% квот будут предоставляться «на инвестиционные цели» – заказ новых судов рыбопромыслового флота с российских верфей, или на развитие переработки.
Кроме того, до 15 февраля 2016 года правительство должно обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих механизмы индексации ставки сбора для предприятий, которые экспортируют продукцию низкой степени переработки.К этому же времени должны быть внесены изменения в законодательство, предусматривающие осуществление ветеринарного надзора исключительно в районах добычи (вылова) водных биоресурсов. Также в перечень поручений вошли задачи по созданию единого промыслового пространства, развитию портовой инфраструктуры, транспортировке рыбопродукции и борьбе с картелями.
Ярким подтверждением того, что заседание президиума Госсовета по рыбной отрасли было необходимым, а принятые на нем решения – абсолютно оправданными, стали обнародованные в начале декабря данные о результатах работы отрасли с января по октябрь этого года. Как сообщило Росрыболовство со ссылкой на предварительные данные Росстата, за 10 месяцев 2015 года объем производства рыбопродукции превысил 3,2 млн тонн, что на 170,1 тыс. тонн, или 5,6% больше аналогичного периода прошлого года. Показатели эти, с одной стороны, впечатляют, но, если обратить внимание на все другие цифры, удручают.
Так, за 10 месяцев 2015 года объем импорта рыбной продукции в Российскую Федерацию в сравнении с аналогичным периодом 2014 года снизился на 39% и составил 452,6 тыс. тонн. Поскольку в прошлом году за те же 10 месяцев объем импорта рыбной продукции в нашу страну составил 739,0 тыс. тонн, получается, что поставки из-за рубежа сократились на 286,4 тыс. тонн. Таким образом, российский рынок рыбной продукции сократился на 116,3 тыс. т.
Предполагалось, что снижение объемов импорта должно компенсироваться увеличением поставок на внутренний рынок российскими рыбаками, при соответствующем снижении экспорта – в этом, собственно, и состоит импортозамещение. Однако отечественные рыбопромышленники не только не снизили объемы экспорта, но и увеличили их. Объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации (в том числе по экспорту), за январь-октябрь 2015 года составил 1 млн. 530,3 тыс. тонн, что на 116,6 тыс. тонн, или на 8,2% больше аналогичного периода прошлого года. Фактически, российский рынок рыбной продукции сократился почти на столько же, на сколько вырос экспорт (116.3 тыс тонн против 116.6 тыс. тонн).
Рыбопромышленники будут упорно пытаться ориентироваться на сырьевой экспорт до тех пор, пока существует возможность получать огромные неучтенные прибыли за счет использования «серых схем» экспорта рыбной продукции (занижение цен, поставки через офшоры, контрабанда и т.п.). В этой связи, учитывая довольно сильные позиции рыбного лобби в органах законодательной и исполнительной власти, нельзя исключать, что с практическим исполнением поручений президента России Владимира Путина по итогам октябрьского заседания Президиума Госсовета могут возникнуть различные задержки, проволочки и нестыковки – достаточно отметить, что уже оказался не соблюден срок исполнения поручения о создании правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, которая должна заниматься координацией работ по исполнению перечня президентских поручений. Поэтому в данной ситуации здесь исключительно важна политическая воля, которая должна быть достаточно сильной, чтобы переломить не только инертность мышления некоторых чиновников, но и возможное саботирование работы по исполнению поручений президента со стороны завязанных на рыбный бизнес лоббистов.
Прочитала статью, показалось, что ничего особенно страшного не написано. Высказаны пожелания насытить внутренний рынок, преодолеть сырьевой характер экспорта и увеличить переработку, строить свой флот в России, развивать инфраструктуру.
Репрессии не особенно страшные – 20% квот под отечественное судостроение и береговые проекты по переработке рыбы при том, что квоты не полностью осваиваются. Конечно, мотивация для экспорта сырья не у всех криминальная, как сгущает краски автор, это в первую очередь выгодно.
С другой стороны, было бы интересно увидеть статью про отрасль и ее перспективы, которая бы вызвала восторг )).