Трутнев уверен: необходимо строить рыболовные суда, модернизировать производство и устранять недочеты в законах
Инвестиционные квоты на вылов краба, реновацию флота, поддержку судостроения на дальневосточных верфях, создание береговых перерабатывающих предприятий обсудили 20 декабря на подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса под председательством полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева.
Лучше, когда чиновник не командует
7 декабря завершилась заявочная кампания на получение инвестиционных квот на строительство судов и береговых перерабатывающих предприятий.
«Долго велась работа по подготовке нормативных актов: было большое сопротивление. Не все хотели вообще что-то строить. Тем не менее, уже предварительные итоги подтверждают, что решение было абсолютно правильное», - отметил Юрий Трутнев.
Но из-за несовершенства законодательства у рыбаков возникают вопросы. Так, заявки на строительство флота будут удовлетворены в полном объеме (на них не так много проектов, потому что на среднетоннажные суда не выделено квоты на минтай, и выделена небольшая квота на разнорыбицу). Совсем другая ситуация - со строительством заводов. Заявители представили много проектов и перевыбрали квоту на добычу водных биологических ресурсов в полном объеме. И вместо простого и понятного принципа отбора путем аукциона на понижение в случае недобра заявок по 100% инвестквот, предназначенных для стимулирования судостроения и береговых заводов, возникла вероятность, что по заводам не будет конкурентного отбора, а вместо аукционов на понижение проекты будут отбираться комиссионно.
Участники совещания отметили, что не понятно, из каких соображений происходило бы понижение квот и происходило бы оно вообще (ведь формально механизм не регламентирован). Соответственно, получается риск укрупнения предприятий, исчезновения маленьких заводов, монополизирования отрасли. Так, например, самый востребованный среди заявителей объект инвестиций — заводы по переработке минтая и сельди, имеющие максимальную производительность (типа «М», по 1000-1300 работников на каждом). Таких заявок подано 8. А если бы выбирала комиссия и не было бы механизма уменьшения квот, то можно было бы построить только 2 таких завода...
«Комиссионный принцип непонятен и непрозрачен для рыбаков, - признал Юрий Трутнев. - Мы договорились, что будет только аукцион. Я считаю, что это наилучший способ отбора. Когда чиновник ничем не командует. По перерабатывающим мощностям, однако комиссионный отбор не наступил бы в любом случае. Там намного больше заявок, чем выделено квот. Аукцион был бы. По судостроению мог быть комиссионный отбор, но сейчас мы постараемся оперативно внести изменения в законодательство. Заявились на 18 заводов, общая сумма инвестиций — 19,7 миллиардов рублей. Общая сумма инвестиций по судостроению — 47 миллиардов, есть заявки на 10 судов».
Решение исключить комиссионный принцип распределения инвестквот по береговым заводам и заменить его аукционом рыбаки восприняли «на ура». По словам президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Германа Зверева, оно – важное и своевременное для всей отрасли. «По результатам заявочной кампании рыбацкая общественность отметила ряд недоработок, ограничивающих доступ значительной части инвесторов к инвестиционным квотам по береговым объектам, - сказал Зверев. - Комиссионный принцип распределения квот вызывал много вопросов. Критерии работы комиссии были очень субъективными и дублировали друг друга. Это привело бы к ограничению инвестиций, уменьшению количества новых рыбоперерабатывающих производств на Дальнем Востоке, сокращению будущих рабочих мест. Судебных разбирательств не удалось бы избежать. Принятое на заседании подкомиссии решение – во всех случаях превышения заявленных квот применять аукцион на понижение – это правильно и прозрачно. Я считаю, что принятое решение не только упростит процедуру, но и повысит число предприятий, которые участвуют в аукционах».
Согласен с коллегой и президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. По словам специалистов, аукционы на понижение надо применять всегда в случаях, когда заявки на инвестквоты превышают выделенное количество квот на выбранное направление стимулирования.
И ни килограммом меньше!
«В прошлом году на Дальнем Востоке было добыто 2 млн 90 тыс тонн водных биологических ресурсов. 53-54% вылова приходится на крупнотоннажные суда. Остальное - на мало- и среднетоннажные суда», - рассказал Герман Зверев на подкомиссии.
Но на мало- и среднетоннажный флот выделена инвестквота всего на 12% водных биологических ресурсов. В весовых показателях это 65 700 тонн, привлекательный с точки зрения инвестора в судостроение минтай в эти объемы не входит. Примерно по 600 - для среднетоннажного судна, по 100 - для малотоннажного. При этом рыбаки жалуются на то, что предусмотрена чрезмерная регламентация и детализация. 556 тонн трески, камбалы, наваги, палтуса, терпуг, макруруса, кальмара должно выловить среднетоннажное судно. И каждый вид расписан. Допустим, предприятия выловило на 12 тонн макруруса, а 6 - придется платить штраф в 30 миллионов рублей. При выручке с реализации не больше 40 миллионов - сумму катастрофическая.
Когда командовать начинает чиновник, порой сложности могут возникнуть из ничего. Например, Росрыболовство так старалось обозначить четкие требования к улову в рамках инвестквот, что расписала все до килограмма. «Рыбаков это, конечно, возмутило: палтуса надо 6636 килограмм выловить, а если на 1 кило меньше, тогда что? Штраф наступает? Это мы, конечно, уберем», - говорит Юрий Трутнев.
Кто построит МРСку?
По словам Трутнева, еще одна важная проблема — отсутствие в инвестквоте предложений по среднетоннажным судам. Их пообещали включить — это, уверены специалисты, позволит загрузить работой верфи Дальнего Востока. Ведь заказы по крупнотоннажному транспорту уйдут, скорее всего, на верфи Санкт-Петербурга.
Развитие судостроения в регионе — вообще большой блок задач, над которым еще предстоит поработать Министерству промышленности. Причем, как говорит Юрий Трутнев, разрабатывать документацию придется быстро, возможно даже до Нового года.
У нас, конечно, скоро в полную силу заработает новейшая верфь «Звезда», но она будет строить суда в основном для нефтяников. А кто построит какой-нибудь малый рыболовный сейнер? Заводы в Приморье и на Дальнем Востоке преимущественно старые, для модернизации им нужны государственные финансовые вливания.
«Есть также механизмы утилизационного сбора, который не адаптирован под нужды дальневосточных верфей», - добавил Юрий Трутнев.
Держи краба!
Краб для приморских рыболовов — лакомый кусочек. Это показали, например, итоги состоявшихся в мае крабовых аукционов. Приморские предприятия прибрежного лова обеспечат 15 лотов на 22,89 миллиарда рублей (всего разыгрывалось 24 лота на 23,1 миллиард, причем их общая цена выросла с 1,5 миллиардов). Добывать будут в подзоне Приморье, южнее мыса Золотой. Доли квот закреплены до 31 декабря 2026 года.
Ранее руководитель Росрыболовства Илья Шестаков заявлял, что суда компаний, которые получают инвестквоты (т.е. квоты, по условиям которых компания обязуется строить флот), должны быть оснащены оборудованием для контроля уловов — например, электронные весы, круглосуточное видеонаблюдение. Иначе, по его словам, есть риск того, что компании будут использовать квоты только для того, чтобы выйти на промысел — а ловить будут куда больше заявленного. Ведь это никак не проверишь.
При этом давно идут разговоры о том, что квоты на добычу краба надо распределять не по историческому принципу, а по аукционному на 10 лет. То есть уже в 2019 году разыгрывать на торгах квоты на 60 тысяч тонн, которые компании получили в 2008 году (до 31 декабря 2018 года). По действующему законодательству действие квоты продлевается автоматически, но уже на 15 лет. По мнению Юрия Трутнева, загвоздка в людях, которые не хотят строить флот и заводы, модернизировать оборудование. Полпред говорит, что пообщались с промышленниками «мирно» и пришли к пониманию, что "надо развивать страну". Желание ничего не делать, вздохнул Трутнев, конечно, осталось. Но оно «нормальное, наше, российское», с этим можно бороться.
«Есть люди, которые ничего не хотят менять. Но мы будем двигаться в направлении, которое уже обозначил президент. Исходим из того, что надо заказывать новые краболовные суда. Сегодня руководители предприятий сказали, что полностью готовы и даже разместили предварительные заявки. Ждут решения правительства. Я поговорю с коллегами, чтобы это решение вышло как можно быстрее», - сказал Юрий Трутнев.