В 2025 году в России запустят производство судового оборудования рыбопереработки
«Морские комплексные системы» — первое в России предприятие, осваивающее разработку и производство рыбоперерабатывающего судового оборудования. Рыбофабрики для всех эксплуатирующихся и строящихся отечественных судов поставлялись из-за рубежа. Для новых проектов траулеров и краболовов предполагается поставка уже от отечественных изготовителей.
О пути первопроходцев, поиске специалистов и комплектующих, составе будущей линейки оборудования, господдержке при запуске нового производства «Медиапалубе» рассказал первый заместитель генерального директора компании МКС Лев Засыпко.
Лев Анатольевич, направление по выпуску бортового рыбоперерабатывающего оборудования появилось в компании не так давно. Почему вы решили заняться этим сегментом?
— Это стало логичным развитием нашего бизнеса. МКС занимается различными видами деятельности для оснащения морского флота — от электротехнического оборудования до судовой мебели. И в какой-то момент мы поняли, что настало время охватывать новые направления. Нам нужен был не масс-сегмент — это должна быть продукция, которую не выпускают российские производители, но при этом она востребована судовладельцами. Проанализировав рынок, мы обратили внимание на сегмент рыбоперерабатывающего оборудования.
На тот момент уже были введены санкции, и все традиционные поставщики оборудования перестали работать с заказчиками из России. Тем не менее рыболовецкий флот продолжали строить на верфях, квоты выделялись. Как вы знаете, продолжают и по сей день. Соответственно, потребность в таком оборудовании только растет. Старые запасы, купленные в досанкционный период, иссякли. Более того, через 3-5 лет механизмы рыбопереработки потребуют замены или, как минимум, обслуживания.
Какова была ситуация на рынке среди российских производителей на тот момент?
— У нас никогда не было российских производителей рыбоперерабатывающего оборудования. Традиционно поставщиками были Исландия, Норвегия, ЮАР, Южная Корея и прочие. В России максимум занимались комплектованием или перепродажей.
Еще есть компании, которые занимаются реинжинирингом. Как вы к такому относитесь?
— Мы и сами занимаемся реинжинирингом. Специалисты инженерного центра, которые участвуют в разработке образцов нового оборудования, также ведут проекты по реинжинирингу.
Насколько это перспективное направление по сравнению с новым производством?
— Это перспективный сегмент, потому что у нас в России, как я уже говорил, не только не выпускали, но и не разрабатывали никогда подобных систем. И специалисты из этой области, к слову достаточно редкие, свои компетенции приобрели при работе на зарубежные компании. Сейчас реинжиниринг выручает.
Что планируете выпускать? Какие будут основные линейки?
— Мы будем выпускать малые и средние рыбофабрики и комплектующие к ним. В такие конструкции входит множество элементов: элеваторы, стеллажи, конвейеры и прочее. Также будем производить холодильные установки, измельчители, оборудование для охлаждения RSW-танков, головорубы, шкуроотделители и многое другое.
Вы будете выпускать оборудование и для рыбы, и для краба?
— Да, причем для краба применяется еще ряд специфичных механизмов. Например, измельчитель для наживки, оборудование для первичной разделки краба после вылова и подобное.
Мы всегда в контакте с основными рыбопромысловыми компаниями, которые высказывают свои потребности. Например, группа компаний «Антей» обратилась к нам за разработкой специальных клетей для хранения живого краба в качестве альтернативы стандартным клетям из нержавеющей стали, которые обычно очень дорогие, но при этом ощутимо ограничены в ресурсе. Наши конструктора приступили к реализации этой идеи. Так что линейка постоянно пополняется.
На какой стадии сейчас наладка производства?
— Рабоче-конструкторская документация для выпуска продукции полностью изготовлена. До конца этого года мы формируем производство, оснащаем цеха необходимыми станками. И уже со следующего года начинаем серийный выпуск практически всей линейки продукции.
Также мы строим испытательный центр, где элементы рыбофабрики будут запущены в единую линию. Будем приглашать туда потенциальных клиентов для демонстрации работы.
Какие заложены объемы выпуска?
— У нас есть бизнес-план, где все расписано по годам, с зависимостью от числа строящихся судов, которые, в свою очередь, строятся в зависимости от выделенных квот. Он достаточно объемный и со множеством вариаций, описывать его нет смысла.
Отмечу, что в целом объемы будут зависеть от количества заказов. Потому что сейчас 99% рыболовецкого флота для отечественных рыболовных компаний будет строиться в России. Соответственно, эти проекты попадают под требование постановления № 719. И основное оборудование на судне, в том числе и рыбоперерабатывающее, должно быть российского производства. И кроме как к нам, заказчикам не к кому будет обратиться за комплексной поставкой.
Помимо самого производства, есть еще большой пласт работы, связанный с разработкой. Проекты фабрик вы тоже создаете сами?
— Да, этим мы занимаемся уже два года. А точнее, уже ранее упомянутый мной инженерный центр, под который даже выделен отдельный офис.
Где находите кадры для отдела?
— На самом деле, формирование кадрового состава было большой проблемой. Мы набирали специалистов, скажем так, смежных специальностей с подходящими навыками. Многое пришлось осваивать в процессе проектирования с учетом требований заказчиков. В частности, мы приглашали для консультации специалистов с рыболовецких судов, с рыбоперерабатывающих предприятий и других.
В вузах сейчас есть специалисты такого узкого профиля?
— Я не встречал учебных программ именно по технологиям проектирования и разработок по технике рыбообработки.
А как создавались первые наработки? Это были прототипы иностранных образцов или, может, были какие-то советские основы?
— Все бралось из зарубежных прототипов, никаких советских разработок просто не существовало. Моя бабушка когда-то работала главным бухгалтером предприятия «Эра. Автоматика», где занимались ремонтом автоматики рыболовецкого флота по всему югу Советского Союза. Ничего там не было советского, все поставляли из Югославии и других стран.
Ремонт и обслуживание эксплуатирующегося оборудования вы также берете на себя?
— Конечно, помимо производства, мы даем гарантию на сопровождение при эксплуатации, включая комплектацию запасными частями. Это будет отдельное направление в нашем бизнесе.
Будут ли какие-либо принципиальные отличия вашего оборудования от аналогичного иностранного? Может быть, какие-то свои особенности, «фишки».
— Когда дело касается рыбопереработки, вопрос стоит не в принципиальности и не в «фишках». Механизмы здесь должны работать как автомат Калашникова. Поэтому, учитывая советы рыбаков, мы сейчас создаем оборудование, которое будет максимально работоспособным, ремонтопригодным, надежным и стабильным.
У каждой техники есть свои так называемые болезни: отказы, наиболее распространенные поломки. Мы, советуясь с потенциальными клиентами, все это учитываем. Когда судно на промысле, простой из-за неисправности оборудования ведет к серьезным убыткам. Это и будет нашей «фишкой».
Как будете решать вопросы поставки комплектующих при производстве?
— Обеспечить на 100% российское производство в текущих условиях невозможно. Но мы выполняем требования постановления № 719 о том, что 80% комплектующих производятся в России.
Некоторые изделия у нас просто не делают. Поэтому мы, например, договаривались с разработчиками о поставке электродвигателей, которых ранее они не изготавливали. У рыбаков свои специфические требования, электродвигатели нужны в нержавеющих корпусах. Только через два года предприятие освоит такое исполнение и наладит для нас поставки.
Таких нюансов много, поэтому некоторые комплектующие в минимальном количестве пока будут идти из-за рубежа.
Мы сейчас и по автоматике пишем свои программы на основе российского ПО, уходим от Siemens и других брендов. Это тоже важно, потому что рыбоперерабатывающее оборудование бывает простое, механическое, а где-то нужно электронное управление.
Как вы получили субсидии для новых производств?
— Нам выделили субсидии по итогам конкурса. То есть это не так просто, как многие думают, что нам просто выделили деньги. Даже для участия в конкурсе нужно было соответствовать достаточно жестким критериям по количеству персонала, опыту работы, основным производственным средствам, стоимости компании, ее местоположению, средствам на балансе компании и другое. Еще, помимо тех денег, что выделяет государство, мы должны привлечь и собственные средства в достаточно большом объеме.
А главное здесь — мы обязуемся строго соблюдать сроки и ответственно подходить ко всем нюансам. Проверяется все: каждый документ, каждая бумага, сертификат. Есть план контрольных проверок, когда мы должны предъявить продукцию, показать определенные этапы производства и достичь каких-то точек реализации. Сейчас у нас работают специалисты, которые занимаются только лишь отчетностью по этим субсидиям.
Как российский производитель, с какими сложностями сталкиваетесь на постоянной основе? Какая помощь от государства в текущих условиях могла бы стать полезной?
— Сложностей много. Одну мы обсудили — это кадры.
Второй вопрос — это переориентирование судовладельцев-рыбаков на российское оборудование. Здесь действительно производителям помогают программы, в том числе по балльной системе. Это когда, чтобы получить разрешающие документы на эксплуатацию судна, нужно комплектовать его максимальным объемом отечественных комплектующих, набирая тем самым баллы.
Также сейчас для заказчиков ввели так называемый кешбэк: компания получает от государства компенсацию в размере 25% от стоимости российского оборудования, которое она закупила.
А проблема заключается в том, что разработка, первые испытания, постановка на производство и серийный выпуск продукции — это очень затратно. И оборудование, которое мы сейчас будем выпускать впервые, сначала будет дороже, чем западные аналоги с многолетним серийным производством. По сути, упомянутый ранее кэшбек и направлен на то, чтобы погасить эту дельту по цене закупки для заказчика.
Сейчас важно убедить владельцев флота перестать покупать за рубежом единичные изделия. Да, возможно, пока такие товары будут дешевле, но в скором времени они потребуют ремонта, а закупить комплектующие, найти специалистов по обслуживанию будет очень сложно. В итоге такие закупки обойдутся дороже.
С кем из потенциальных заказчиков общаетесь?
Практически со всеми: РРПК, «Антей», «Русский краб», Колхоз имени Ленина, Колхоз «За Родину», «Русский минтай» — это только крупные игроки. Есть предприятия, которые не так на слуху, с небольшим флотом или береговым заводом. Но они тоже работают и также нуждаются в оборудовании.
Судовые фабрики принципиально отличаются от того, чем оборудуют береговые заводы?
— Многие виды оборудования такие же. Из существенного могут отличаться показатели напряжения, частоты электрического тока и похожее.
Подобное оборудование выпускается под Регистром?
— В основном да. Мы получаем документацию на бóльшую часть выпускаемого оборудования.
Представители Регистра нам всегда помогают сориентироваться, мы можем не знать всех технических моментов ввиду отсутствия опыта.
Есть ли уже заказы?
— Сейчас мы разрабатываем холодильную установку для траулеров проекта СТ-192. Возможно, в дальнейшем поставим на них и рыбофабрику, но для этого предстоит выполнить еще большой блок работ.
Недавно поставили металлодетекторы на морозильный траулер проекта КМТ02.01 «Норд Пилигрим».
И намечается крупный контракт с группой «Антей», подробности пока не могу разглашать.
Не так давно МКС заключила соглашение с Росрыболовством. О чем оно?
— Это по большей части рамочное соглашение о договоренностях выполнять свою часть работ в соответствии со сроками строительства судов. Но для нас это показательный момент, когда от теории мы переходим к практике и уже ведем определенную работу с заказчиком и с конкретным оборудованием.