{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

В свободном порту Владивостока всплыли ихтиозавры

9 декабря 2015 09:38

В конце ноября произошли два противоречивых события, которые оставили в недоумении (если не сказать в шоке) как местных предпринимателей, так и потенциальных зарубежных инвесторов в свободный порт Владивосток, ТОРы и вообще в Приморский край. Об этом сообщает konkurent.ru.

Сначала мы стали свидетелями вдохновляющей правительственной подкомиссии, которая 24 ноября 2015 г. под руководством вице-премьера Юрия Трутнева признала в числе приоритетных для развития Дальнего Востока долгожданный всей отраслью проект ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (ВМРП) по созданию современного холодильно-складского комплекса. Напомним, такие инвестиции были признаны просто необходимыми на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, состоявшемся 19 октября 2015 г. И в то же время ФГУП «Нацрыбресурс» дало старт новому циклу своей антагонистической борьбы — уже на грани фарса — против основных портов Дальнего Востока.

Скандальная и давно известная нашим читателям контора, повторив свои нелепые действия двухмесячной давности в отношении Находкинского морского рыбного порта (ОАО «НМРП»), решила подать иск в Арбитражный суд Приморского края с целью «освободить имущество» (то есть принадлежащие государству причалы) от находящегося на них почти 80 лет ВМРП. Последовательные, но противоречащие элементарной логике и интересам реальной экономики действия подконтрольного Росрыболовству ФГУП уже ни для кого не являются открытием. Но последнее развитие событий повергло в недоумение не только бывалых наблюдателей, но и представителей местной и федеральной власти. Почему это случилось и что происходит? Об этом в интервью «К» рассказал Денис Сарана, член совета директоров ОАО «ВМРП».

— Денис Викторович, в сентябре 2015 г. в рамках Восточного экономического форума ОАО «ВМРП» подписало соглашение с АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» о предоставлении финансирования на 1,2 млрд рублей для осуществления проекта строительства нового холодильно-складского комплекса в порту. Казалось, после этого пресловутая «борьба» за причальные стенки должна была закончиться…

— Мы тоже надеялись, что в некоторые головы наконец вернется ра­зум. Несмотря на то, что исключительно ОАО «Владморрыбпорт» имеет законную возможность использовать данные причалы, весь последний год чиновники прикрывали свои отказы в заключении договора аренды требованиями предоставить им некую программу развития, модернизации, или вообще фактом (!) строительства холодильников для рыбопродукции. Мы, в отличие от некоторых ведомств, не привыкли «рисовать» неосуществимые программы и цели и настаивали на своем органичном развитии в рамках здоровой конкурентной экономики. В конце 2015 г., с вступлением в силу закона «О свободном порте Владивосток» мы увидели возможности для модернизации и рывка в сфере рыбной логистики. Сегодня наш проект позволит практически удвоить холодильные мощности во Владивостоке, обеспечив отрасль современной инфраструктурой на 15–20 лет вперед. Он сможет быть реализован благодаря поддержке Минвостокразвития, Фонда развития Дальнего Востока, большое им спасибо за это! И вдруг такие странные новости из суда…

— А был ли шанс на положительный исход — заключение договора аренды?

— Несмотря на постоянно меняющиеся и, в общем, полузаконные условия, выдвигаемые со стороны «Нац­рыбресурса», разрешиться ситуация могла. Во-первых, есть указание годичной (!) давности президента России Владимира Путина об оптимизации деятельности ФГУП «Нац­рыбресурс» и определения порядка сдачи причалов в долгосрочную аренду. К сожалению, оно не выполнено. Кстати, это вообще нормально?! Во-вторых, есть зафиксированные решения отраслевых совещаний в апреле 2015 г. под председательством вице-премьера, полпреда в ДФО Юрия Трутнева о том, что ФГУП «Нацрыбресурс» — это ненужное, отмирающее образование.

— Что же случилось  вопреки вашим ожиданиям?

— Скажем так, единственная задача ФГУП в отношении причалов, по-хорошему, одна — заключить договоры аренды с портовыми предприятиями — там, где это не сделано. Именно для этого им были делегированы (Росимуществом) соответствующие права подписи документов. Далее — до свидания, adiоs: мы платим аренду, вы за счет нее содержите причалы. Ни для чего другого ФГУП нам не нужен; может быть, кому-то нужен, но не нам точно. Это не только наша позиция, а всех портовых предприятий. Но, к сожалению, несмотря на усилия прогрессивного руководства страны, мы имеем тот самый укоренившийся средний слой чиновников, которые привыкли иметь синекуру.

Синекура (от лат. sine cura animarum — без заботы (без попечения) о душе, без лечения души, через нем. Sinekure) — в средневековой Европе чисто административная должность в католической церкви, не связанная с пастырской деятельностью, заботой о душах прихожан. Затем возникло переносное значение, ставшее сейчас основным, — любая должность, приносящая доход, но не связанная с какими-либо серьезными обязанностями (или вообще без них), либо даже не связанная с необходимостью находиться на месте служения, инфраструктуры…

— То есть аренда причалов — это не какой-то там «философский камень», требующий гениальных решений для определения приоритетов экономики?

— Послушайте, ни ФГУП «Нацрыб­ресурс», ни руководящее им Росрыболовство в принципе не имеют ни морального, ни законного права решать — сдавать в аренду портам причалы или не сдавать. Это не их имущество, и к рыболовству оно вообще отношения не имеет. Давайте смотреть на вещи честно — в 2007 г. было принято неоптимальное, поспешное решение. Зачем-то при передаче прав хозяйственного ведения государственных причалов всех морских портов России во ФГУП «Росморпорт» те причалы, что были до этого в ведении ликвидируемых (!) администраций рыбных портов, несмотря на универсальное назначение этих причалов, отдали в какую­-то непрофильную структуру. Нужно это признать и исправить. Понятно, что тогда кто-то не подумал про субъективный фактор, аппетиты чиновников, как все повернется. А иначе можно, например, и аэропорты отдать Росрыболовству, если кто-то провез рыбу на самолете. (Смеется).

— Подождите, Денис Викторович, а как же озвученные планы Росрыболовства и ФГУП на развитие той самой отрасли рыбной логистики в масштабах всей страны? Например, глава ведомства Илья Шестаков буквально 4 декабря 2015 г. озвучил планы по созданию кластерных дивизионов — Приморского, Сахалинского, Курильского и Камчатского. Для координации между ними планируется создать единую управляющую структуру на базе ведомства. До этого озвучивались грандиозные планы по объединению всей рыбной логистики «под крылом» ФГУП…

— Вы же знаете, что у нас в стране социально ориентированная, но вполне капиталистическая экономика, и частная собственность, реальный конкурентный бизнес, — это ее основа. Мы к этому шли и идем. Если бы у страны, ее народа и руководства были бы планы по деприватизации той или иной отрасли, расширения участия государства, будь то в рыбной отрасли в целом либо в рыбной логистике, — мы бы об этом уже знали, правильно? Все эти разговоры о создании чиновниками новых предприятий, инфраструктуры — попытка навести «тень на плетень» и обосновать свою необходимость и значимость, которых нет. Хочешь заниматься предпринимательством — становись предпринимателем и иди работай. Вот когда про кластер докладывал глава Росрыболовства в апреле, ему же сразу сказали: «Ну не государственный же холодильник мы будем делать!» В общем, я надеюсь, что умные люди разберутся и бюджетные деньги на коммерческие цели выделять не будут. А другие деньги чиновникам и ФГУПам никто и не даст — ни банки, ни инвесторы.

— Данная ситуация каким-то образом подрывает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность ВМРП, проекта строительства холодильно-складского комплекса? Ведь порт, через который проходит до 40% всей рыбопродукции, направляемой в страну через Приморье, уже пятый год не может возобновить аренду государственных причалов.

— Ну конечно, это все достаточно печально и мешает нормально работать. Театр абсурда какой-то. Смотрите, в России существует государственная программа «Управление федеральным имуществом», утвержденная постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. № 327. Она, во‑первых, предусматривает постепенную ликвидацию ФГУП. То есть тех из них, кто основан на праве хозяйственного ведения и толком ничего не делает (как «Нацрыбресурс»), вообще не должно быть уже к 2018 г. Во-вторых, программа предусматривает приватизацию федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте. Это наш случай, наши причалы относятся как раз к этому разряду. Ситуация понятна? Зачем в этих условиях мешать нам работать, подавать иски — только если ты на конкурентов работаешь или сам хочешь бизнесом заняться на месте разрушенного предприятия.

— А что произойдет, если вы проиграете иск? Что значит «освободить имущество» и что будет потом с причалами и портом?

— Это как была с самого начала «тайна за семью печатями», так она на данный момент и остается. Никто, ни мы, ни правительство, ни журналисты, не видели обоснования «самостоятельного использования» причалов со стороны ФГУП, о котором они пишут в своих посланиях. Как это сделать, если не выгнать порт со своей земли и не отобрать имущество и технику, — не понятно никому из экспертов. То есть задача вообще не в этом, не созидать, а разрушать — это становится все очевидней.

ФГУП «Нацрыбресурс» в очередном письме «обличило» ВМРП в «незаконном удержании государственного имущества». В чем состоит «удержание» причалов? В том, что на них работают краны и швартуются, разгружаются суда? Что значит «освободить имущество»? Оно как было государственным, так и осталось. Причалы стоят на месте, их никто не пилил и не отвозил в Америку. Более того, мы заботимся о них, каждый год вкладывая миллионы рублей в их содержание и ремонт.

В общем, давайте мы с вами и спросим, и в суде спросим — зачем это все делается и чего хотят добиться наши оппоненты в споре. Трагикомедия какая-то доисторическая происходит на наших глазах. Ископаемые в свободном порту — других слов нет уже!

И наконец: мы все видим «освобожденные» в 2009 г. причалы в б. Диомид, все читали в СМИ недавно — они же превратились в кладбище-отстойник старых, ржавых судов. Мы хотим такого же на 2 км в б. Золотой Рог, на фасаде Владивостока? Кто вообще вбил в голову этим людям, что свободный порт — это порт, свободный от докеров, рыбаков, от судов?!

Источник: Konkurent.ru
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>