Закон должен не мешать, а помогать
Так считают рыбаки Мурмана, активно отстаивая свое право на внесение поправок в многострадальный федеральный закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В этом с ними солидарны правительство региона и областная дума.
В правительстве области под председательством первого заместителя губернатора Алексея Тюкавина прошло заседание регионального рыбохозяйственного совета. Наряду с другими вопросами там была рассмотрена возможность внесения поправок в законопроект, разработанный правительством России по вопросам рыболовства, который уже прошел в Госдуме первое чтение 7 июня.
Государственная дума приняла постановление, в соответствии с которым этот законопроект направили в регионы с тем, чтобы в десятидневный срок можно было внести поправки. При рассмотрении этого вопроса 15 июня Мурманский региональный рыбхозсовет единогласно одобрил поправки, подготовленные группой экспертов Северного бассейна и, в частности, Мурманской области, и рекомендовал направить их в облдуму для рассмотрения и принятия решения о дальнейшей передаче в главный законодательный орган страны.
В тот же день комитет областной думы по природопользованию, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу рассмотрел эти поправки. Депутаты одобрили их единогласно и рекомендовали включить в повестку пленарного заседания регионального парламента, которое состоялось на другой день. Там было принято решение направить эти поправки в Государственную думу.
Как рассказал корреспонденту «Мурманского вестника» председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна (КС «Севрыба») профессор Вячеслав Зиланов, суть поправок сводится к тому, что и рыбаки, и исполнительная, а также законодательная власти считают, что в данную сессию возможно принятие только тех поправок, которые вытекают из прямого поручения президента Владимира Путина, данного им по результатам Президиума Государственного совета, подписанного 9 ноября 2015 года. А это прежде всего увеличение вылова в счет своих квот с 50 до 70 процентов, выбор 70 процентов квот только своими судами и целый ряд других положений.
Что же касается выделения 20 процентов квот на инвестиционные цели, то тут можно идти по двум направлениям. Первое: эти 20 процентов квот каждое предприятие выделяет из своего объема и самостоятельно использует для инвестиционных целей на строительство новых рыболовных судов на российских верфях или же на обновление либо возведение новых рыбоперерабатывающих береговых предприятий.
Второе: 20 процентов квот может формироваться за счет неосваиваемых, недоиспользуемых, так называемых квот рантье, или квот, выставляемых на аукционы, а также за счет квот в новых районах лова и на новых объектах промысла. Таким образом, у рыбопромышленников появляется выбор. В то же время и рыбаки, и представители региональных властей не согласны, чтобы у всех отнимали по 20 процентов квот, а потом неизвестно кому их распределяли, как это предусматривает закон, принятый в первом чтении Госдумой.
В чем же не сходятся мнения рыбаков и федеральных чиновников от рыболовства в отношении долгожданного документа? На этот вопрос корреспонденту «МВ» ответил генеральный директор СРпС Василий Никитин.
- Василий Федорович, в первом чтении закона оговорено направление 20 процентов квот трески и пикши на инвестиционные цели. Какие последствия несет это решение для Северного бассейна?
- К сожалению, мы не имеем проекта постановления о порядке распределения инвестиционных квот. Однако из предварительных данных видно, что для заявления на их получение рыбопромышленник должен иметь квоту на треску и пикшу не менее 7,5 тысячи тонн.
- Но сейчас из 97 пользователей данного ресурса в бассейне таковых только 20 процентов, а свыше 60 процентов имеют квоту менее трех тысяч тонн, - продолжил Василий Федорович. - Это наиболее уязвимая часть рыбопромышленников, которая просто не сможет подать заявку. А если еще и отнять у каждого пользователя по 600 тонн (те самые 20 процентов), то неминуемо сокращение рыбаков, трудоустройство которых в приморских регионах и так проблематично. Причем сокращение числа рыбаков коснется и тех компаний, у кого квота от 3 до 7,5 тысячи тонн. А значит, и уволенные рыбаки, и члены их семей вынуждены будут переселяться в более благополучные регионы страны, а мы потеряем профессиональные кадры. В целом же бассейн лишится доходов на сумму около 15 миллиардов рублей ежегодно, что сравнимо со стоимостью строительства восьми новых среднетоннажных судов.
- А область? Какие последствия ожидают ее, если поправки наших рыбаков не войдут в законопроект?
- Потери доходов предприятий только от изъятия 20 процентов квот составят около 7,5 миллиарда рублей. А если внедрить в жизнь другие предложения чиновников от рыболовства по внесению изменений в нормативные акты, то рыбная отрасль потеряет доходов на 11,7 миллиарда рублей. По состоянию на 2016 год из квоты предприятий будет изъято около 60 тысяч тонн трески и пикши. Этого количества хватило бы для работы не менее десяти среднетоннажных траулеров. То есть при существующем ныне флоте это практически приведет к сокращению не менее 20 судов и увольнению рыбаков. Если считать их вместе с семьями, пострадают более 2000 человек.
- Чиновники Росрыболовства предлагают создать единое промысловое пространство для прибрежников и океанистов. К чему это приведет?
- На Северном бассейне траловый промысел в 12-мильной зоне запрещен, а потому и промышленные, и прибрежные квоты осваиваются в 200-мильной зоне России. Однако создание единого промыслового пространства может привести к тому, что прибрежный флот переместится вслед за промышленным в более отдаленные районы, что приведет к снижению поставок охлажденной рыбы. Поэтому данное предложение надо рассматривать отдельно по каждому бассейну. Думается, что и предложение по увеличению коэффициента по выделению квот для прибрежников на 1,2 процента не имеет смысла, так как все их суда поставляют всю рыбопродукцию, выловленную в Баренцевом море, на российский берег в охлажденном или мороженом виде. Поэтому рыбопромышленники Мурмана предлагают не принимать данные изменения в закон, а сохранить существующий режим прибрежного рыболовства. При этом, как мы считаем, надо дать больше прав региональным органам власти в принятии решений об использовании добытых ресурсов.
Итак, поправки, которые предложили рыбаки региона и практически единогласно приняли местные законодатели, были отправлены в Госдуму. Вчера в ходе пленарного заседания состоялось второе чтение этого резонансного законопроекта о рыболовстве. Ему предшествовало бурное обсуждение поправок от всех рыбацких регионов страны, которое прошло в понедельник, 20 июня, на заседании комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы. Всего в профильный комитет поступило более 130 поправок, однако, по информации, которую дали «Мурманскому вестнику» присутствующие и выступившие на комитете мурманские рыбопромышленники, принять предложено всего 36, отклонить - 87, а 8 поправок пока в стадии обсуждения. Самыми дискуссионными в законопроекте стали, как и ожидалось, новый вид квот (те самые 20 процентов) и регулирование «прибрежки».
О том, какое решение было принято вчера в ходе второго чтения законопроекта, «МВ» сообщит в ближайших номерах газеты. Хотя уже сейчас можно сказать, что рыбаки ждут решения Госдумы с откровенным опасением. Понятно, что многие из их пожеланий в новый закон не войдут. Но и откровенно сырой документ, если он появится, вряд ли добавит успеха их работе как в отрасли, так и в каждом конкретном предприятии. Но пока взаимопонимания между чиновниками от Росрыболовства и тружениками рыбной отрасли, увы, не наблюдается.