Российский рынок моллюсков
Рост доходов и желание «порадовать себя» на фоне стресса увеличили спрос на гребешки, мидии и кальмары у российских потребителей. Их стали чаще есть в ресторанах и дома — это уже привело к росту производства и импорта.
Популярность паназиатской кухни и тренд на «маленькие радости» стимулируют спрос на моллюски в России. Это в свою очередь способствует расширению ассортимента «рыбной полки» как за счет собственного вылова и аквакультуры, так и импорта сырья по демократичным ценам. Таковы результаты совместного исследования Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) и компании NTech.
Главные цифры:
• Опережающими темпами растут розничные продажи основных видов моллюсков. По данным NTech, за первые 7 месяцев 2024 года спрос на замороженный гребешок вырос на 54,5% в натуральном выражении (25,6% в денежном). Продажи кальмаров — на 50,4% (45%), мидий — на 2,4% (16,2%). Суммарно вся категория выросла на 19,11% в натуральном и на 25,18% в денежном выражении.
• Спрос рождает предложение. По данным Росстата, проанализированным ВАРПЭ, за 9 месяцев 2024 года российские рыбопромышленники выпустили 31,9 тыс. тонн моллюсков и беспозвоночных, что на 77,5% больше, чем в аналогичный период 2023 года. Производство мороженых, сушеных, соленых моллюсков или в рассоле увеличилось на 29,4%, до 65,4 тыс. тонн.
• Рыбаки и рыбоводы ориентируются на внутренний рынок. К началу ноября вылов моллюсков в России превысил 117,25 тыс. тонн, а объем производства марикультуры за 9 месяцев — 72 тыс. тонн.
• Растёт импорт дешевых моллюсков из Китая. За 9 месяцев Россия импортировала из страны уже 21,3 тыс. тонн моллюсков и беспозвоночных, что на 95,7% больше год к году. По отдельным видам рост и вовсе измеряется тысячами процентов. Поставки живых и охлажденных устриц выросли почти на 2000%, до 253 тонн. Импорт замороженных гребешков вырос на 286%, до 226 тонн, кальмаров — на 224,3%, до 13,2 тыс. тонн, осьминогов — на 43,5%, до 287 тонн.
Высокий спрос на моллюсков в рознице ВАРПЭ объясняет сочетанием нескольких факторов. Первый — это все большее проникновение паназиатской кухни в меню россиян независимо от уровня достатка. «Если раньше том-ям, удон, вок, салаты с морепродуктами потребители ели в основном в ресторанах и кафе, то последние год-два сформировалась культура их приготовления дома. Второй фактор — это укрепившийся еще в пандемию тренд на „маленькие радости“. На фоне стресса и разного рода ограничений, в том числе на путешествия, люди склонны радовать себя едой ресторанного уровня. И третий тренд, который начал активно укрепляться в прошлом году, — это популярность продукции, готовой к употреблению: пресервы, снеки, различные намазки», — прокомментировал президент ВАРПЭ Герман Зверев.
Источник: ВАРПЭ