Новости таможенного оформления на железной дороге и в портах
Сегодня, 28 марта на очередном заседании Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при ДВТУ детально разбирали тему предварительного информирования на железнодорожном транспорте и организации таможенного оформления грузов в морских портах.
Тема предварительного информирования не теоретическая, уже с 1 октября вступает в силу решение Коллегии ЕЭК от 17 сентября 2013 года №196 о введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом.
Разгорелась дискуссия, закоперщиками стали железнодорожники. Начальник Хабаровского регионального отдела Центра таможенной деятельности ОАО «РЖД» Сергей Тарасов категорически не согласился с тем, как толкуют решение Коллегии ЕЭК в ДВТУ, но при этом – что не совсем логично – предложил и само решение ЕЭК поменять. Дело в том, что обязанность предварительного информирования о товарах, перевозимых железнодорожным транспортом, с 1 октября будет изъята у всего круга участника ВЭД и передана перевозчику. Вот здесь и начинается спор. Железнодорожники утверждают, что предварительную информацию должны предоставлять сами перевозчики, включая и железнодорожные компании сопредельных государств. «Что нам делать с информацией, которую мы будем получать от перевозчиков?» - несколько раз риторически обращался к участникам совета Сергей Тарасов. По его мнению, решение Коллегии ЕЭК необходимо изменить, вернувшись к прежнему порядку предоставления информации.
Представители ДВТУ с таким подходом не совсем согласны. Начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий ДВТУ Оксана Долгих выступила с докладом, в котором была неоспоримая внутренняя логика. По её данным, технологии предварительного информирования не приживаются в железнодорожном сегменте таможенно-транспортной инфраструктуры. ДВТУ занимается этой работой с 2011 года и на автомобильном транспорте 90% грузов уже оформляются в предварительном режиме, а в железнодорожном транспорте – 0%. По мнению Оксаны Долгих, ОАО «РЖД» консолидирует информацию, которую предоставляют перевозчики, никакой новой информации – помимо той, что собирает ОАО «РЖД» уже сейчас – собирать не требуется. Организовать же информационное взаимодействие между ФТС и, допустим, Министерством железных дорог КНР, невозможно, а вот ОАО «РЖД» такое информационное взаимодействие с иностранными коллегами наладило. К сожалению, взаимодействие с китайскими железнодорожниками происходит по технологиям прошлого века в отличие от очень современных технологий работы с эстонцами и финнами.
В ходе обсуждения возникла очень интересная тема. Сказал об этом и.о. начальника Уссурийской таможни Константин Герасимов. Он перечислил несколько проблем, которые воздают затруднения при организации предварительного информирования на железнодорожном транспорте и в числе этих причин – нежелание участников ВЭД работать через ОП Пограничный ООО «ТБЦ». Однако представитель ОАО «РЖД» немедленно отреагировал на эти слова, заявив, что ОАО «РЖД» заключило генеральный договор с ООО «ТБЦ». Согласно договору ООО «ТБЦ» представляет предварительную информацию от имени ОАО «РЖД». Судя по всему, это некий «заповедник прибыли» - один из многих, что созданы дочерними или аффилированными с ОАО «РЖД» фирмами и в которые не пускают чужих.
Мне кажется, вот тут и кроется разгадка полемики вокруг того, кто представляет предварительную информацию в ФТС: перевозчики или ОАО «РЖД»? Следуя логике ДВТУ, информацию предоставляет само ОАО «РЖД». Но тогда исчезает основа для бизнеса ООО «ТБЦ». Сейчас перевозчики обязаны предоставлять предварительную информацию, но сделать это они могут только через ООО «ТБЦ» (ведь у ООО «ТБЦ» генеральный договор с ОАО «РЖД») и только за плату, очевидно. Если предоставлять предварительную информацию перевозчик не обязан, то у ООО «ТБЦ» исчезает вся клиентская база. Не станет же ОАО «РЖД» платить этому ООО?
Думаю, некоторым критикам ФТС было бы полезно через призму этого примера взглянуть на проблему таможенного оформления шире, видеть всю картинку в целом, а не заниматься только критикой ФТС. А то получается такая вещь: вокруг «РОСТЭК» такая полемика, что аж пух и перья летят, а вокруг аналогичных структур, созданных ОАО «РЖД», полная тишина. А ведь влияние на участника ВЭД со стороны РЖД-шных структур – немаленькое.
И очень интересную точку зрения высказал генеральный директор ООО «ВСК» Валерий Местулов. По сути, он предостерёг от кампанейщины в сложных экономических вопросах. Многие слышали про проект сокращения времени нахождения грузов в портах. Этот проект успешно работает в порту Восточный, и, по оценке Местулова, сроки оформления грузов определяются не только процедурами ФТС, но и намерениями и квалификацией самих перевозчиков. Сейчас на подачу таможенной декларации иногда уходит до трёх суток, а на подачу документов железнодорожникам для отгрузки – до пяти суток. Иногда предприятия сознательно не торопятся с подачей документов, иногда не хватает квалификации у их специалистов: много ошибок делают.
Есть и такой поворот: а нужно ли выталкивать контейнеры из порта, если его владельцы сами того не желают? Если они просят порт хранить контейнер в порту? ООО «ВСК» сейчас задействует не более 40% своей площади и хранение грузов в порту для них не является проблемой. Как бы не получилось, чтобы сам бизнес от этой кампанейщины не пострадал. Ведь были предложения об увеличении тарифов хранения грузов в портах после завершения процедуры их оформления. По мнению, экспертов нужно точно сформулировать задачу – сократить время оформления грузов с морских портах. Не всегда пребывание груза в порту идёт вразрез с интересами грузовладельца.
Предварительное оформление в морских портах пока занимает крайне незначительную долю в общем таможенном оформлении грузов в морских портах. В 2013 году в предварительном режиме было оформлено 3 192 таможенные декларации из 150 748 таможенных деклараций – 2,2%. Пока трудно сказать, является технология предварительного оформления для перевозчиков в морских портах жизненно необходимой или нет. Возможно, в разных портах всё будет по-разному. Например, в порту Восточный 32% грузового потока идёт транзитом, в порту Владивосток – 6%.
Дискуссия на очередном заседании Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при ДВТУ была очень полезной. Такие встречи помогают составить полную картину таможенно-транспортной инфраструктуры, не ограничиваясь дежурными разоблачениями в адрес ФТС. Не собираюсь идеализировать работу таможенных органов, но частенько они являются громоотводом, который накапливает отрицательную энергию участников ВЭД, возникающую от сбоев внутри всей таможенно-тарифной инфраструктуры.