{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений
Новости компании Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), НКО
ИНН: 2536175101
Статус:
Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), НКО
ИНН: 2536175101
Статус:
Статус:

Рыбные блюда на кухне ОРВ

29 января 2015 11:49

Через несколько недель состоится ежегодное собрание Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), на котором будет утверждён отчёт о проделанной в прошлом году работе.

Подготавливая отчёт, вот уже третий год подряд предусматриваем специальный раздел – «Участие в процедуре оценки регулирующего воздействия». Впервые раздел появился в отчёте о работе в 2012 году и тогда был очень кратким, сейчас эта часть итогового отчёта «пухнет» и «пухнет».

Высокий уровень «юридической фертильности» регуляторов рыбной отрасли (а это не только Росрыболовство) не оставляет экспертов по ОРВ без работы. В прошлом году АДМ и Комиссия РСПП по рыбному хозяйству подготовили пятнадцать заключений для профильного департамента Минэкономразвития и разместили одиннадцать экспертных заключений на проекты НПА, размещённые на сайте Regulation.gov.ru (для сравнения, в 2013 году было подготовлено и направлено в Департамент ОРВ Минэкономразвития семь заключений, в 2012 году – четыре).

Часть подготовленных нами заключений касаются общих для бизнеса тем – налоговое, таможенно-тарифное и ветеринарно-санитарное регулирование. Так, в январе 2014 года Минсельхоз подготовил проект поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации в части регулирования ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Законопроект был настолько неграмотным, что не прошёл испытания сразу после своего появления на «радаре ОРВ» – сайте Regulation.gov.ru. (https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/37646.html ). После нескольких замечаний он был направлен на «переплавку» и сейчас мы являемся свидетелями его реинкарнации – в ноябре Минсельхоз разместил на сайте новую версию законопроекта.

Предложения Минсельхоза 2.0 ненамного совершеннее прежней редакции. И.В.Сталин, сравнивая обе подготовленные редакции, повторил бы свой ответ на вопрос немецкого коммуниста «Кто хуже: Каутский или Гильфердинг? – Оба хуже». Поэтому сейчас в рамках обсуждения размещённой на сайте Regulation.gov.ru версии законопроекта (если можно так выразиться в рамках «нулевого чтения») подготовлено заключение на законопроект.

Не совсем удачным оказались результаты работы по оценке регулирующего воздействия проектов НПА в сфере ветеринарно-санитарного контроля. Несмотря на большую совместную работу бизнес-сообщества и экспертов с профильным департаментом Минэкономразвития, новая редакция Правил оформления ветеринарных сопроводительных документов (утверждённая приказом Минсельхоза от 17 июля 2014 года №281) привела участников рынка продовольственной и сельскохозяйственной продукции в самый настоящий шок. Документ, который регулирует принципы работы в отраслях, генерирующих 40% российского валового внутреннего продукта, был принят без учёта позиции бизнеса и вопреки позиции бизнеса.

Но это не повод «сушить вёсла». Такие ситуации были и будут, регулятор (или если точнее, отдельные лоббистские отряды внутри регуляторов) будут «пробивать» подобные нормативные правовые акты. Не стоит по этому поводу паниковать и называть бесполезной всю процедуру ОРВ. Это не так!

Могу привести немало примеров. Вот один из них. Несколько лет рыбаки обращались в Правительство с жалобами на существующий порядок пограничного контроля при пересечении рыбопромысловыми судами государственной границы Российской Федерации. Рыба не знает границ, а рыбаки-прибрежники были вынуждены по несколько суток получать разрешения на пересечение государственной границы. В апреле 2014 года Дмитрий Медведев встречался с рыбаками в Магадане и поручил ввести уведомительный порядок пограничного контроля при пересечении рыбопромысловыми судами государственной границы. ФСБ быстро отреагировала и подготовила новую редакцию Правил выдачи разрешений на пересечение государственной границы. Обратите внимание – разрешений, а не уведомлений, то есть поручение премьера обессмысливалось. Все ведомства (включая и Росрыболовство) согласовали новую редакцию и только профильный департамент Минэкономразвития дал отрицательную оценку регулирующего воздействия. Проект постановления был остановлен, в ноябре члены Совета Федерации предложили внести поправки в Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» и уже в декабре благодаря пробивной силе председателя думского Комитета по безопасности и борьбе с коррупцией Ирины Яровой поправка в закон прошла три чтения и в январе вступила в силу. Вот конкретный пример успешного использования процедуры ОРВ.

Должен обратить внимание коллег по «ОРВ-шному цеху» на следующее. Сейчас очень много методологических наработок в сфере подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия проектов НПА в сфере налогового и технического регулирования. В рыбной отрасли есть существенная специфика. Каждая путина характеризуется особенностями, связанными с межгодовой динамикой распределения рыб, количественного, а главное, качественного состава уловов, ледовой и гидрометеорологической обстановки, поэтому в ходе промысла может возникать необходимость оперативного перераспределения нагрузок в пределах района промысла. Применение специальных мер управления промыслом, направленных в том числе, на оптимизацию расстановки флота для снижения потенциального негативного влияния добычи (вылова) на численность размерно-возрастных групп водных биологических ресурсов, должно основываться на должной правовой процедуре, исключающей коррупциогенные факторы и обеспечивающей полноправное участие пользователей водных биологических ресурсов в обсуждении и принятии соответствующих решений. В настоящее время это обеспечивается в том числе посредством оценки регулирующего воздействия проектов приказов Минсельхоза, регулирующих сроки промысла.

На мой взгляд, было бы полезно организовать совместно с Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономрзвития научно-практическую конференцию, в ходе которой обсудить методологические и методические особенности подготовки заключений об ОРВ в сферах природопользования. Это очень тонкая тема, но – учитывая особенности российской экономики – она является очень важной. Хочу напомнить, что американцы «пропустили» через процедуру ОРВ базовый нормативный акт в сфере рыболовства и это сыграло важную роль в повышении эффективности американского рыбного промысла (https://german-zverev.livejournal.com/2012/08/27/ ).

Вполне реально провести такую конференцию в мае, приурочив в годовщине выхода майского (2012 года) указа Владимира Путина в части процедуры ОРВ. Мне кажется, что мы могли бы поделиться накопленным опытом друг с другом, заодно обновив и методички, которые в 2012 году выпустило Минэкономразвития.